Отец Бориса Ельцина: какой факт биографии в его семье было принято скрывать

Борис Ельцин — скандальная и неоднозначная фигура в современной отечественной истории. У многих ещё свежи в памяти странные выходки первого президента в состоянии алкогольного опьянения и его заверения о том, что дефолта не будет, сказанные прямо накануне падения страны в бездну экономического кризиса. Впрочем, в биографии первого главы современной России довольно много темных пятен. В частности, мало кто знает, что отец гаранта Конституции несколько лет провел в лагерях.

Семья Бориса Ельцина

Мать Бориса Ельцина, Клавдия Васильевна, была человеком общительным и щедро делилась с многочисленными журналистами многими фактами из истории семьи.
Однако, арест и уголовный срок ее мужа и, соответственно, отца первого президента страны, в перечень обсуждаемых тем никогда не входил. Ради исторической справедливости отметим, что и сам Борис Николаевич об этом, вероятно, узнал довольно поздно — приблизительно в 1992 году.

Можно, впрочем, предположить, что и Клавдия Васильевна тоже не владела всей полнотой информации о том странном случае, в результате которого Николай по суду тройки на несколько лет оказался в лагерях.

Арест Николая Ельцина стоит отнести к событиям, которые произошли с семьей во время их проживания в Казани, куда они перебрались с Урала в начале 30-х годов. Вообще, если углубиться в детали уголовного дела, то можно отметить довольно типичную для того времени ситуацию.

Николай Ельцин был осужден за антисоветскую агитацию в 1934 году. Приговор суда был строг: три года колонии. В сущности, по-прежнему не совсем ясно, в чем именно заключалась эта самая «антисоветская пропаганда» и насколько этот проступок отца президента показался бы нам криминальным в наше время. Но, тем не менее Николай Ельцин отправился в лагеря, а для его семьи начался далеко не самый лучший период в жизни: их спешно попросили очистить занимаемое помещение в рабочем бараке и Клавдия Васильевна с трехлетним сыном Борисом оказалась одна в огромном и чужом для них городе.

На пороге чужого дома

Впрочем, мир не без добрых людей и семье первого президента повезло. Сокамерником Николая Ельцина был некто Василий Петрович Петров, врач и человек с чутким сердцем. Он проникся живым сочувствием к оказавшейся на улице молодой семье и велел своей жене пустить несчастных к себе домой, этот факт легко находит свое подтверждение в сохранившейся до нашего времени домовой книге.

Это по-прежнему была очень непростая и, говоря откровенно, полуголодная жизнь, но теперь семье больше не грозила смерть от холода. Мать Бориса Николаевича в скором времени устроилась работать на хлебозавод, где честно трудилась в три смены, но денег все равно ни на что не хватило. Например, у маленького Бори в то время не было игрушек, а заменяли их самые обычные деревянные поленья.

Уже в 1936 году из колонии вернулся отец, отпущенный на волю досрочно за примерное поведения. Молодая семья, воссоединившись, недолго пожила в доме у гостеприимного доктора Петрова и его жены и возвратилась на Урал. Попытка переезда в Казань оказалась абсолютно неудачной — семью абсолютно ничего не связывало с Татарстаном.

Но, увы, годы, проведенные в застенках, сильно изменили отца будущего президента. Николай Игнатьевич Ельцин заметно ожесточился за эти несколько лет и далее, к несчастью, часто срывался на своей семье. Особенно несладко при этом приходилось юному Боре, видя его шалость или непослушание, отец сразу же начинал распускать руки, а мать всякий раз грудью становилась на защиту сына, говоря при этом «Не тронь!».