01/12/24

Откуда на Руси пошла традиция ставить непослушных детей в угол 

Уверены, что многим из наших читателей в детстве приходилось стоять в углу – в качестве наказания за проступки, непослушание, проказы. Некогда, эта традиция была широко распространена в русской культуре. Да и сегодня, несмотря на приверженность современным методам воспитания, многие нет-нет, да и прибегают к этому виду наказания. А откуда оно вообще пошло? 

Исторические корни и культурный контекст

Надо сказать, что подобная традиция существовала не только на Руси, но и в других странах и регионах планеты. Вообще, идея о том, что углы обладают негативной энергетикой, ведет корни из древнекитайского учения фэн-шуй. Согласно этой философии, расположение предметов в пространстве оказывает существенное влияние на энергетику и благополучие человека.  Угол в этом контексте символизирует ограничение, изоляцию, а в некоторых культурах – даже связь с потусторонним миром.  

Славянская мифология и Домовой 

По представлениям славян, в каждом доме существовал свой дух-хранитель – Домовой. Его нередко ассоциировали с углами жилища, где он предпочитал обитать. Поставив ребенка в угол, родители как бы отдавали его на попечение домового, который должен был “провести” с ним воспитательную беседу. И даже если самой “беседы” не получалось, испуг от встречи с чем-то потусторонним давал свой воспитательный эффект. 

Религиозный контекст

Красным углом на Руси называлось место, где располагались иконы. Ему придавали особое сакральное значение. Поэтому отправляя ребенка в угол, родители увязывали это с обращением к высшим силам и просьбой о прощении. В то время как красный угол символизировал связь с божественным началом, угол наказания – он обычно был противоположным – отстранение от этого начала. Таким образом, данное наказание могло служить средством изоляции ребенка и заставляло его задуматься о своем поведении.  

Современная оценка

Современная педагогика рассматривает наказание в углу как устаревший и неэффективный метод воспитания. Ведь оно может привести к психологическим травмам, задержке в развитии самостоятельности и нарушению отношений между ребенком и родителями. Поэтому сегодня педагоги рекомендуют использовать более гуманные и эффективные методы воспитания: открытый разговор о причинах поступка ребенка, поощрение желаемого поведения, вовлечение ребенка в процесс поиска решений и т.д.