В новогодние каникулы все перестали следить не то что за часами — за числами. Пора наконец вспомнить, какой сегодня день, а заодно узнать, почему они все так называются.
В Древней Руси семь календарных дней, идущих друг за другом, назывались вовсе не неделей, а седмицей. Корень, как можно догадаться, взят из слов «семь», «седьмой».
Неделей же назывался только один день — тот, в который принято было ничего НЕ ДЕЛать. Сейчас мы его знаем под именем «воскресенье»: по первому дню христианского праздника Пасхи — Светлому Христову Воскресению. Закрепилось это название за днём недели в XVII веке. В нём легко проследить церковнославянские элементы: приставка вос- вместо более привычной вс- и суффикс -ениj-. Корень же восходит к старославянскому «крѣсати»: «кресѣ» — оживление, здоровье. Здесь же рядом кресало — предмет для высекания, создания огня и латинское creo — «создаю, творю, вызываю к жизни».
К слову, во многих славянских языках «неделя» до сих пор является днём отдыха: укр. неділя, белор. нядзеля, польск. niedziela, чеш. neděle. И только русские в большую часть этой самой недели работают... Или, может, наоборот, здесь сказалось желание перенести ощущение праздника на все семь дней?
А ещё неделя была вовсе не седьмым, а первым днём седмицы, и счёт вёлся именно от неё. Поэтому по-не-дельник — день после не-делания, вторник — второй день после праздника, производное от старославянского «въторъ» (второй).
Третий день после недели, по всей логике, должен был называться третийником, но почему-то стал средой. Такое слово (третийник) и вправду было в древнерусском языке, но не удержалось до наших дней. Его сменила более живучая «среда» — середина недели.
Праславянский корень *sьrdь, который также имеет отношение к слову «сердце» (середина человеческого организма, его сосредоточие), обжившись в древнерусском языке, скорее всего, приобрёл значение «средний день недели» под влиянием древневерхненемецкого mittawëcha. Немцы в своё время сменили языческое название «день Вотана» на более нейтральное, не противоречащее христианской религии, в отличие от англичан с их Wednesday.
Но почему середина — третий, а не четвёртый день из семи? Здесь стоит вспомнить, что начиналась седмица всё-таки с недели (воскресенья), а не с понедельника — как раз получается середина.
С четвергом и пятницей всё просто — четвёртый и пятый дни после дня не-делания.
А вот суббота совсем из другой оперы: здесь ни цифры шесть, ни намёка на конец недели или христианский праздник. Как испанское sábado и румынское sâmbătă, она восходит к ивритскому שבת («Шаббат»), что значит «покой, отдых». Тот же корень слышен в арабском, персидском и грузинском языках.Так сошлись в русской неделе два дня отдыха, два выходных, начало и конец седмицы — суббота и неделя (воскресенье).
Иллюстрации: Екатерина Шестопалова
— Бред или брехня вся статья))) Почему автор молчит о том что совсем недавно в неделе было девять дней??? Не знает??? Скрывает??? ))) Пустая статья для тех кто вообще ни чего не знает про свой народ. Не знает и не хочет знать!!!
— Автор или школьник или только что закончивший ВУЗ студент. Если это написал взрослый, то представляю какие у него знания обо всём остальном…
— Пётр I, (вернее то, что в место него вернулось из Великого Посольства) поменял наш (Православный) календарь на европейский. Украв у народа как минимум 5208 лет!!! Зачем???
— В угоду Ватиканской церкви. Так же как в своё время Кирилл и Мефодий украли все дифтонговые буквы из нашей азбуки.
Валерий, эмоций на рубль, аргументов на копейку, одни «почему».
Я вижу, что продолжателей дела профессора Чудинова не уменьшается…
Валерий — ваши научные знания лучше прятать от здоровых людей. А такими «научными» терминами как «дифтонговые буквы» не стоит щеголять без расшифровки. От этого вся эта псевдонаучная глупость становится лишь ярче…
Валерий,не курите ЭТО так много…
Календарь от Рождества Христова ввел Пётр Первый с 1 января 1700 года, а до того был от Сотворения Мира и в документах цифры писались Буквами, что говорит о том, что у Славян Письменнось была более 7000 лет. Старые документы это подтверждают.
Владимир, приведите мне хоть один древний документ, подтверждающий хотя бы то, что в 5000 до н.э. славяне хотя бы существовали, не говоря уже о наличии у них письменности. Первые русские летописи составлялись при монастырях, которые появились при Владимире Красно Солнышко, ну может — один-два — при Ольге. Тогда и появилось летоисчисление с сотворения мира по !внимание! христианскому календарю. Что было до этого — не знаю.
К слову о самих славянах. Первые упоминания о склавах и антах относятся не много не мало к 4-5 векам уже нашей эры. Упоминаются они в византийских летописях. Там говорится и о гостеприимстве славян, и о военной культуре, и об удивительной способности выживания в лесах и болотах, но ни слова о письменности.
Я не истина в последней инстанции, но и для того, чтобы понять изложенное мной выше, достаточно знать школьную программу и периодически обращаться к источникам (тем же летописям) — если не доверяете авторитетам.
Даже если славянам 7 000 лет, в чём я лично сомневаюсь, то буквенный алфавит никак не мог сложиться у них раньше 3-4 века до нашей эры просто в виду того, что для более раннего времени буквенные алфавиты не характерны. Обратите внимание, что все древнейшие цивилизации (китайская, египетская, индийская, стран Двуречья) пользовались иероглифической письменностью.
Далее. Допустим, у славян в том же 4 в. до н.э. сложился буквенный алфавит (не важно, как буквы выглядели). Где хоть один документ, датируемый этим периодом? Не знаю ни одного. Был бы — так историки решили бы и нормандский вопрос, и были бы более объективны относительно периода правления Рюриковичей до Владимира К.С. Но — таких документов нет. Во всяком случае — славянского происхождения.
Ну и еще. Как за короткий срок вся Русь перешла со предплагаемо-славянской письменности на кириллицу?
информация для задорного…аншлаг обеспечен