«Отсиживался в тылах»: что на самом деле делал Андропов в Великую Отечественную

К тому моменту, когда началась Великая Отечественная война, Юрию Андропову исполнилось 27 лет. Принимая во внимание тогдашний возраст генсека, можно было бы предположить, что Андропов участвовал в боевых действиях. Однако подобные эпизоды в биографии Юрия Владимировича отсутствуют. Впрочем, одной медалью  его всё же наградили.

Перед войной и в первые её месяцы

Как пишет Рой Медведев в своей книге «Политические портреты», незадолго до Великой Отечественной войны Юрия Андропова направили на работу в молодую Карело-Финскую республику. В июне 1940 года он стал первым секретарём местного центрального комитета Ленинского коммунистического союза молодёжи. Свою первую семью Андропов оставил в Ярославле. Впрочем, к прежней жене он уже не вернулся. В Петрозаводске он познакомился с Татьяной Лебедевой, выпускницей педагогического училища, которая только начинала строить свою карьеру в комсомольской организации.

В тот момент, как утверждает Сергей Семанов, автор книги «Председатель КГБ Юрий Андропов», Финляндия вынашивала планы по захвату Карельского полуострова, и Лебедева была зачислена в группу диверсантов для работы в тылу врага. Но Андропову Татьяна настолько приглянулась, что он старался под благовидными предлогами как можно чаще отстранять девушку от опасных заданий. Вскоре Лебедева ответила секретарю взаимностью. В первые месяцы Великой Отечественной войны влюблённые зарегистрировали свои отношения, а в августе 1941 года на свет появился их первенец, сын Игорь.

«Околачивается в тылах»

Наверняка некоторым покажется странным тот факт, что, пока вся страна воевала, Юрий Андропов, что называется, налаживал свою личную жизнь. Такое положение вещей считал неправильным и секретарь ЦК компартии по кадрам А. С. Варламов, слова которого приведены в книге Юрия Васильева «Юрий Андропов. На пути к власти». Варламов твердил заведующему оргинструкторским отделом ЦК КП(б) Карело-Финской ССР И. В. Власову о том, что он не понимает, почему «молодой и здоровый парень околачивается в тылах». По мнению Варламова, работников в комитете комсомола в тот период хватало и без Юрия Владимировича.

И в самом деле, непосредственного участия в военных действиях Андропов не принимал. Но он до сих пор считается одним из главных организаторов партизанского движения в Карелии. Об этом упоминает в своём издании «15 встреч с генералом КГБ Бельченко» и Алексей Попов. А Игорь Синицин, автор книги «Андропов вблизи. Воспоминания о временах оттепели и застоя», утверждает, что Юрий Андропов не раз бывал за линией фронта, куда он летал на лёгком биплане По-2. Кроме того, в это же время, по мнению Синицина, Андропов впервые соприкоснулся и с работой НКВД. Впоследствии, как известно, он стал председателем КГБ СССР.

Трус и карьерист?

Между тем бывший руководитель Юрия Андропова первый секретарь Карельского областного комитета ВКП(б) Геннадий Куприянов в своей рукописи «Партизанская война на Севере» писал о том, что будущий председатель КГБ не пошёл на фронт вовсе не потому, что был занят партийной работой или организацией партизанского движения. По словам Куприянова, Андропов был карьеристом и «хроническим трусом». При любом удобном случае Юрий Владимирович жаловался на больные почки. Даже наличие маленького ребёнка, как утверждал Куприянов, Андропов использовал как повод для отказа отправить его в подполье или партизанский отряд. Впрочем, доктор исторических наук Юрий Васильев считает, что Куприянов мог так отзываться об Андропове из-за обиды. Дело в том, что Геннадий Николаевич был осуждён по «Ленинградскому делу», а обвинения в адрес его фигурантов поддержал и Юрий Владимирович Андропов.

Как бы то ни было, в начале 1950-х годов Геннадий Куприянов был арестован, а Юрий Андропов в это же самое время был переведён в Москву. Примечательно, что, как пишет Яков Радомысльский, автор книги «Государство и власть», содействие в этом переводе Андропову оказал Отто Куусинен, председатель президиума Верховного Совета Карело-Финской ССР. Да и в военные годы Юрий Владимирович не топтался на месте: в 1944 году он был назначен вторым секретарём Петрозаводского горкома ВКП(б). Кроме того, власти не обошли вниманием и участие Андропова в партизанском движении: в мае 1943 года он был награждён медалью «Партизану Отечественной войны».