06/07/22

«ПАК ДА»: какой российский бомбардировщик будущего заменит Ту-95

В России полным ходом идет разработка первого стелс-бомбардировщика. Важно, что он не является модификацией советских наработок, а представляет собой совершенно новую, созданную с нуля машину, способную конкурировать с американскими аналогами.

Ответ Соединенным Штатам

Разработки первого российского стелс-бомбардировщика проходят в режиме повышенной секретности, но все же некоторая информация просочилась в СМИ. Известно, что над его созданием трудятся в ОАК (Объединенной авиастроительной корпорации), и на данном этапе завершены работы над конструкторской документацией. Опытный образец создается в рамках программы «Перспективный авиационный комплекс дальней авиации» (ПАК ДА) под рабочим названием «Изделие 80».

Над концепцией российского стелса еще в 2009 году начало работать КБ «Туполев». Испытательные полеты планируется провести в 2025 году, а в серийное производство «Изделие 80» будет принято не раньше 2027 года. Немецкий аналитик Гернот Крампер полагает, что новые бомбардировщики будут производиться небольшими партиями, так как одной из задач конструкторов станет постепенная доработка модели – как это происходит с танком Т-14 «Армата».

«Изделие 80», по замыслу военных, должно будет прийти на смену самолетам дальней авиации Ту-95, а также частично взять на себя функции стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160. Его задачами станут: прорыв воздушной обороны противника и доставка ядерного оружия к месту запуска.

ПАК ДА конструируется по принципу «летающего крыла», что было реализовано в американских стелс-бомбардировщиках Б-2 «Спирит», выпущенных в конце 1980-х. Эта форма позволяет значительно снизить удельную массу планера и существенно увеличить массу полезной нагрузки. Кроме того, снижается эффективная площадь рассеяния и радиолокационной заметности самолета. Также конструкторы обмолвились о наличии бортового компьютера, способного анализировать воздушную и радиолокационную обстановку.

Точные характеристики машины пока неизвестны. Очевидно бомбардировщик будет иметь два двигателя, а дальность его полета без дозаправки сможет достигать 12 тысяч километров – более четверти окружности Земли. Предположительно он сможет нести до 30 тонн полезной нагрузки. По мнению экспертов, российский бомбардировщик по своим возможностям вряд ли будет превосходить американский аналог.

Почти достоверно известно, что новое детище КБ «Туполев» будет дозвуковым. Эта информация распространилась после появления параметров двигателя будущей машины на сайте госзакупок. Кто-то полагает, что это шаг назад в отечественном авиастроении, другие уверены, что сверхзвуковые самолеты имеют свои недостатки. На том же Ту-160 сверхзвук используется лишь в крайних случаях, например, для быстрого преодоления опасного участка. Работа двигателей в форсированном режиме сопряжена со значительным перерасходом топлива, что в иных случаях может привести к критическим ситуациям: авиалайнер рискует не вернуться домой.

Еще одно уязвимое место сверхзвуковых скоростей – это возрастающий в разы тепловой выхлоп. Инфракрасная оптика средств РЛС противника способна распознать самолет, перешедший на сверхзвук на расстоянии в несколько сотен километров. И, как следствие, в считанные минуты в воздух поднимется самолет перехватчик.

На вооружении гиперзвук

Насчет вооружения нового бомбардировщика существуют разные версии. Часть экспертов полагает, что он будет вооружен крылатыми ракетами Х-102 с дальностью действия до 5,5 тысяч километров, способными нести как обычные, так и ядерные боеголовки. Область поражения – наземные и морские цели. По другим мнениям, российские стелсы будут оснащены гиперзвуковым оружием, возможно, системой Х-47М «Кинжал», которой сейчас оборудованы тяжелые истребители МиГ-31.

Впрочем, по мнению экспертов, если новый бомбардировщик будет летать с дозвуковой скоростью гиперзвуковые ракеты запустить не получится. Скорее всего для стелса будут разрабатываться новые, более компактные ракеты. По словам экс-командующего ВКС России, Виктора Бондарева, они будут действовать на расстоянии до 7 тысяч километров, а их электроника сможет определять направление, высоту и скорость полета, а также анализировать воздушную и радиолокационную обстановку. Все вооружение ПАК ДА будет размещаться внутри корпуса, что заметно снизит возможность РЛС противника обнаружить российский бомбардировщик.

Гиперзвуковое вооружение позволит российскому стелсу выполнять функцию космического перехватчика, что будет выгодно отличать «Изделие 80» от американских аналогов. Гиперзвуковые ракеты смогут поражать любые наземные объекты, авианосные группировки, а также все цели, расположенные в ближнем космосе: речь, в первую очередь, о военных спутниках и боеголовках стратегических ракет. Возможно, ПАК ДА будет оснащен также бомбами, что позволит ему наносить классические бомбовые удары по вражеской территории.

Журналист The National Interest Марк Эпископос обращает внимание, что российский самолет может стать опасным конкурентом для авиации НАТО, так как в его основе лежат новейшие решения в авиастроении: это и повышенные стелс-характеристики, и улучшенная система пилотирования, и расширенные боевые возможности.

Однако скорого появления ПАК ДА на вооружении ВКС России ждать не стоит. Наши авиаконструкторы наслышаны о печальном опыте создания американских истребителей-невидимок F-35, поэтому будут делать упор не на сроках исполнения заказа Министерства обороны, а на качестве новой модели.

Тем временем в США заявили о начале производства нового стратегического стелс-бомбардировщика B-21 Raider («Налетчик»), который должен прийти на смену устаревшему морально и технически В-2 Spirit. Очередная гонка между Россией и США на этот раз в области создания самолетов-невидимок обещает быть упорной.