28/09/18

Пассажирские суда, которые были потоплены во время Второй мировой войны

30 января 1945 года советской подводной лодкой С-13 был потоплен немецкий лайнер "Вильгельм Густлов". "Атака века" стала не единственным случаем, когда во время войны было потоплено пассажирское судно.

«Армения»

Грузопассажирское судно было построено в Ленинграде и использовалось на линии Одесса – Батуми. Во время Великой Отечественной войны в августе 1941 года «Армения» была переоборудована в санитарно-транспортное судно. В ходе обороны Одессы «Армения» совершила 15 рейсов в осажденный город, откуда на борту этого судна были вывезены более 16 тысяч человек. Последним рейсом «Армении» стал поход из Севастополя в Туапсе в ноябре 1941 года. 6 ноября, приняв на борт раненых, практически весь медицинский персонал Черноморского флота и гражданских лиц, «Армения» покинула Севастополь. Ночью судно прибыло в Ялту. Капитану "Армении" запрещалось совершать переход в Туапсе в светлое время суток. Но военная обстановка диктовала иное. Порт Ялты не имел прикрытия для защиты от налетов немецкой авиации, а на ближних подступах к городу уже находились немецкие войска. И выбора практически не оставалось... В 8 часов утра 7 ноября «Армения» покинула Ялту и взяла курс на Туапсе. В 11 ч 25 минут судно подверглось атаке немецкого торпедоносца He-111 и затонуло менее чем через 5 минут после попадания торпеды в носовую часть судно. Вместе с «Арменией» погибли от 4000 до 7500 человек, а спастись удалось лишь восьмерым.

«Кап Аркона»

«Кап Аркона» было одним из крупнейших пассажирских судов Германии, водоизмещение – 27 561 тонн. Пережив практически всю войну, «Кап Аркона» погибло уже после взятия Берлина союзными войсками, когда 3 мая 1945 года лайнер был потоплен английскими бомбардировщиками. Погибло и большинство находившихся на борту людей, в основном это были узники концлагерей. Те из узников, кто сумел покинуть тонущее судно, были расстреляны немецкой охраной. Всего на «Кап Арконе» погибли 5594 человека.

«Иосиф Сталин»

Пассажирский пароход акционерного общества «По Волге» был построен в 1909 году в Нижнем Новгороде и первоначально назывался «Графиня». В 1918 году пароход сильно пострадал от пожара в Царицыне. Намного позднее, лишь в 1930 году, он был восстановлен и переименован в «Иосиф Сталин». В период Сталинградской битвы пароход использовался для эвакуации раненых и гражданского населения Сталинграда. В ночь на 27 августа 1942 года, выполняя рейс из Сталинграда в Куйбышев, «Иосиф Сталин» двигался в конце колонны из трех советских пароходов. И если двум первым, несмотря на повреждения, удалось проскочить под огнем противника, то для «Иосифа Сталина» повреждения оказались фатальными. Он попал под сосредоточенный артиллерийский и минометный огонь противника, вышедшего к Волге, и, получив множество попаданий, затонул. Из более чем 1200 человек, находившихся на борту, спастись удалось не более 200.

«Вильгельм Густлов»

30 января в 21 час 15 минут С-13 обнаружил в балтийских водах шедший в сопровождении эскорта немецкий транспорт «Вильгельм Густлов», на борту которого находилось, по современным оценкам, свыше 10 тысяч человек, большинство из которых были беженцы из Восточной Пруссии: старики, дети, женщины. Но также на «Густлове» были немецкие курсанты-подводники, члены экипажа и другие военнослужащие. Кпитан советской субмарины Александр Маринеско начал охоту. Почти три часа советская субмарина следовала за транспортником-гигантом (водоизмещение «Густлова» свыше 25 тысяч тонн. Для сравнения: пароход «Титаник» и линкор «Бисмарк» имели водоизмещение порядка 50 тысяч тонн).
Выбрав момент, Маринеско атаковал «Густлова» тремя торпедами, каждая из которых поразила цель. Четвертая торпеда с надписью «За Сталина» застряла. Морякам чудом удалось избежать взрыва на лодке. Уходя от преследования немецкого военного эскорта, С-13 подвергся бомбардировке свыше 200 глубинных бомб.
Затолпление "Вильгельма Густлова" считается одной из крупнейших катастроф в морской истории.  По официальным данным в ней погибло 5 348 человек, по оценкам ряда историков, реальные потери могли превышать 9 000, включая 5 000 детей.

«Атения»

«Атения» – британский пассажирский лайнер, построенный в 1923 году. Имел водоизмещение 13 465 тонн и в 30-е годы использовался на атлантических коммуникациях. 3 сентября 1939 года подводная лодка U-30 потопила «Атению», приняв пассажирский лайнер за вспомогательный крейсер. Две торпеды немецкой лодки попали в лайнер, который затонул всего 6 минут спустя. «Атения», таким образом, стала первым судном, потопленным немецкими подводными лодками во Второй мировой войне. Среди погибших на «Антении» были 28 граждан США, и эпизод с потоплением лайнера длительное время отрицался властями Германии. Подобно эпизоду с «Лузитанией» в Первой мировой войне, потопление "Антении" могло послужить предлогом для вступления в войну США. Тогда осенью 1939 года, когда большинство военных успехов гитлеровского блока было еще впереди, а дальнейшее развитие событий неоднозначно, гибель этого лайнера могла создать немало проблем Германии в только набиравшей силу мировой войне.

«Ланкастрия»

"Ланкастрия" (до 1924 года «Тиренния») – британский океанский лайнер, построенный в 1920 году. С началом Второй мировой войны использовался в качестве военного транспорта. Отсутствие надежного прикрытия с воздуха оказалось роковым для перегруженного людьми лайнера. 17 июня 1940 года судно подверглось атаке немецкого бомбардировщика и затонуло менее чем через 30 минут. Из 4500 военнослужащих и 200 членов экипажа спастись удалось только 700.

«Вирония»

Судно было построено в Дании в 1906 году и, сменив ряд владельцев, было продано одной из эстонских судоходных компаний. В 1940 году после присоединения Прибалтики к СССР вошла в состав советского флота. После начала войны «Вирония» была мобилизована и использовалась в качестве штабного судна Балтийского флота. Во время тяжелого Таллинского перехода 28 августа 1941 года судно получило серьезные повреждения от атак немецкой авиации и было взято на буксир спасательным судном «Сатурн». Но около 22 часов «Сатурн» и «Вирония», выйдя из протраленной зоны, подорвались на минах и затонули недалеко от мыса Юминда.



22/05/25

Дело Петра Полоза: что сказал на суде Герой Советского Союза, убивший телохранителя Хрущева

История Петра Полоза, который во время войны удостоился высокого звания Героя Советского Союза, до сих пор вызывает больше вопросов, чем ответов. В 1962 году Полоз совершил двойное убийство. Несмотря на то, что летчик не отказался от последнего слова, мотивы совершенного им преступления так и остались неясными.

Военная карьера

Петр Варнавович Полоз родился в 1915 году в украинском селе Митрофановка. В возрасте 20 лет он поступил на службу в Красную Армию, где и нашел свое призвание. Полоз окончил военную авиационную школу летчиков в Луганске и впоследствии, как пишут в своей книге «Воздушная битва за Одессу» Дмитрий Дегтев, Дмитрий Зубов и Сергей Богатырев, отличился во время боев на Халхин-Голе: за сбитый самолет японцев он был награжден орденом Ленина. Незадолго до нападения на СССР гитлеровской Германии летчик успел окончить высшие авиационные курсы в Липецке и остался служить на родной Украине, в Одесском военном округе.

Поэтому неудивительно, что Петр Варнавович в годы Великой Отечественной войны принял самое непосредственное участие в обороне Одессы. Именно за бои в одесском небе, как утверждает Петр Тронько, автор издания «Подвиг твоих отцов: из истории борьбы комсомольцев и молодежи Советской Украины против немецко-фашистских захватчиков в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», Полоз и удостоился высокого звания Героя Советского Союза. Петр Варнавович действительно отважно сражался, был ранен и контужен, но вернулся домой живым. Через 3 года после победы 32-летний подполковник вышел в отставку и остался жить в Киеве.

Нелепое двойное убийство

К тому моменту Петр Полоз уже давно обзавелся семьей. Однако спокойно встретить старость в кругу родных у отставного подполковника не получилось. В 1962 году случилась трагедия: Герой Советского Союза убил сразу двух человек. По мнению Владимира Конева, автора биобиблиографического справочника «Герои без Золотой Звезды», убийство, которое совершил Полоз, выглядело нелепо. Все произошло в доме на улице Артема, где жил летчик. Он сам пригласил к себе в гости начальника личной охраны Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, Фомичева и его жену и там же застрелил обоих супругов.

Примечательно, что упомянутые выше авторы, Дмитрий Дегтев, Дмитрий Зубов и Сергей Богатырев, не отрицают, что Полоз расправился с Фомичевым, но утверждают, что второй жертвой стала вовсе не жена начальника охраны Хрущева, а собственная супруга Героя Советского Союза. Как бы то ни было, приговор суда гласил, что Полоз совершил содеянное «на почве ревности и мести». Суд, который, к слову, был закрытым, не нашел в поведении Петра Варнавовича смягчающих обстоятельств. Если верить Владимиру Коневу, не были приняты во внимание и военные награды Полоза, а также полученные им ранения. Впрочем, Полоз и сам не был расположен к диалогу: мотивы, которыми он руководствовался во время совершения преступления, так и остались для суда тайной.

Приговор и последнее слово

Петр Полоз был признан виновным в умышленном убийстве. Согласно тогдашнему Уголовному кодексу, умышленное убийство (при отягчающих обстоятельствах) двух и более лиц каралось лишением свободы на срок до 15 лет (со ссылкой и без таковой) или же смертной казнью. В качестве наказания для Полоза суд выбрал смерть. Как утверждает Вячеслав Звягинцев, автор издания «Трибунал для «сталинских соколов»», Петр Варнавович согласился с приговором. В своем последнем слове он заявил, что должен ответить за все убийства, совершенные им в годы войны. Полоз сказал, что научился убивать именно на войне, утверждал, что чем больше он убивал людей (причем как немецких солдат, так и мирных жителей), тем больше наград получал.

Полоз был расстрелян весной 1963 года. Уже после его смерти Президиум Верховного Совета СССР вынес решение – лишить Петра Варнавовича всех ранее полученных наград и званий, в том числе звания Героя Советского Союза и медали «Золотая Звезда», орденов Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени. Понятно, что никакой реабилитации Полоз, совершивший умышленное убийство, а это было доказано следственными органами, не подлежал. Однако многие аспекты этого уголовного дела до сих пор остаются загадкой. Например, неизвестен мотив, который двигал Полозом. Сам он в том же последнем слове объявил: «Я хочу рассказать народу, почему я это сделал. Я ведь не родился убийцей. Но стал им на войне».

Войти, используя:


Пароль будет отправлен вам на e-mail.


Пароль будет отправлен вам на e-mail.


Загрузка...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: