22/12/24

Персидская казачья дивизия: почему армию Ирана создали русские

Иранская армия сегодня считается одной из самых боеспособных в мире. Эксперты уверены: в случае безъядерного конфликта Вооруженные силы республики смогут бороться на равных с любым соперником. И без преувеличения можно сказать, что этим иранцы обязаны России. Причём дело здесь даже не в том, что львиная доля вооружения Иранской армии - советского производства. А в том, что современные Вооружённые силы страны создавались под существенным влиянием российских традиций.

К 1920-му году численность вооружённых сил Каджарской династии, правящей в то время в Персии (так до 1935-го года именовался Иран), по данным писателя Олега Пауллера, не превышала 25 тысяч человек. Армия состояла из дворцовой гвардии (2000 человек), Южной бригады (6000), жандармерии (8400) и Персидской казачьей дивизии (8000). Последняя, считают историки, в начале XX века была самой боеспособной военной единицей среди всех персидских подразделений. И руководили ею русские офицеры.

Казаки на экспорт

История Персидской казачьей дивизии – а изначально бригады – началась в 1879 году. Идея создать соединение пришла в голову шаху.

Насер ад-Дин Шах Каджару после поездки по Закавказью: казаки, сопровождавшие его в путешествии, произвели на него такое впечатление, что он решил обратиться к кавказскому наместнику Великому князю Михаилу Николаевичу Романову с просьбой помочь в формировании подобного кавалерийского подразделения. Считается, что его особо поразили форма, экипировка и джигитовка станичников.

Руководство Российской империи, заинтересованное в росте своего влияния в Персии, пошло шаху на встречу и отправило на Ближний Восток русских офицеров для обучения персидской казачьей кавалерии. Соответствующий договор между сторонами был оформлен в феврале, а уже в июле был создан первый полк.

Первым командиром бригады стал полковник Алексей Домонтович. С ними был заключён договор о реформировании персидской кавалерии сроком на три года. Выполнять свою миссию в Персии военный отправился с четырьмя офицерами и тремя урядниками Кубанского казачьего войска.

«Персидская казачья бригада представляла собой вооруженные силы, созданные по образцу российской армии», - пишет в своей книге «Очерк Конституционной революции в Иране» историк Рахим Намвар. Формировалось подразделение в основном из тюрков, проживавших в Азербайджане и в районе Казвина, обитавших неподалёку от Тегерана кочевников, а также персов и гилянцев. В задачи соединения входили охрана шаха и других высших должностных лиц, несение караула у главных административных зданий – министерств, арсеналов, посольств и дипмиссий. Предназначалось соединение и для подавления беспорядков и взимания с населения налогов.

Взлёты и падения

Бригада, в 1916 году переформированная в дивизию, просуществовала до 1920-го года. За это время у подразделения сменилось более 10 командиров – но неизменно все они были русскими офицерами и каждый из них привносил в соединение что-то новое.

Так, при сменившем Домонтовича полковнике Петре Чарковском в составе соединения была создана артиллерийская полубатарея. А по инициативе третьего командира – полковника Александра Кузьмина-Караваева – в бригаде появился русский фельдшер, который стал первым военным врачом персидской армии.

Позднее в подразделении появились также учебная пехотная команда, пулемётная команда и даже кадетский корпус. Однако перед этим бригаде пришлось пережить упадок. После смены Кузьмина-Караваева в 1890 году качество подготовки казаков снизилось, подразделению попросту не уделялось должное внимание и, главное, финансирование. В результате при номинальной численности соединения в тысячу человек реально в штате находилось всего несколько сотен бойцов. Дело дошло даже до того, что шах всерьёз раздумывал над тем, чтобы передать командование бригадой англичанам – его остановило лишь нежелание портить отношения с Российской империей.

Выкарабкаться из кризиса персидским казакам смог помочь только полковник Владимир Косоговский, который принял командование в 1894 году. Ему удалось добиться увеличения бригадного бюджета, вернуть русским инструкторам расположение шаха и пресечь практику передачи офицерских званий по наследству. Командир также получил разрешение на восстановление третьего полка и формирование полной батареи.

Но самое главное – именно Косоговский выдвинул идею сформировать на основе казачьей бригады новую персидскую армию. В жизнь её воплотят уже его последователи.

«Очень быстро корпус вновь превратился в лучшую и престижную персидскую часть. При его помощи были распущены многие военные формирования, находившиеся на службе у местных властей», - пишет Олег Пауллер.

Для контроля за порядком с 1910-го по 1914-й в составе подразделения появился десяток территориальных отрядов, отвечающих за определённые районы страны. К их созданию власти подтолкнули, в том числе события, развернувшиеся в Персии во второй половине первого десятилетия XX века. Шесть лет страна будет охвачена революциями и волнениями, с которыми шейху придётся бороться в том числе силой. При этом найдётся применение и казачьей бригаде – например, именно она отметится обстрелом меджлиса в 1908 году.

История подразделения подойдёт к концу аккурат вместе с историей Российской империи. После революций 1917 года дела ближневосточные для нового руководства отошли на второй план и наличие «своего» соединения в Персии потеряет значение. Уже с 1918 года финансировать дивизию начали англичане, а русских офицеров в ней заменили местные, персидские. Окончательно подразделение будет расформировано в 1920-м году. Тем не менее, даже за короткую 40-летнию историю бригада оставила свой неизгладимый след, положив начало формированию современной иранской армии.