07/08/22

Первое покушение на Сталина: кем на самом дел был киллер-неудачник

Покушение некоего Огарева на Сталина оставило в истории всего один значительный след – с этого момента вождю было запрещено передвигаться по улицам Москвы пешком. Однако о самом Огареве известно не очень много. Осталась покрытой мраком и судьба этого человека после ареста.

Случайный прохожий

В первые годы после революции большинство высших руководителей страны позволяли себе свободно передвигаться по улицам. Впоследствии некоторые из них стали прогуливаться в сопровождении малочисленной охраны или вообще одного бойца. Не был исключением и Иосиф Сталин. В 1920-30-х годах основным охранником вождя считался Иван Юсис. Именно вместе с Иваном Францевичем 16 ноября 1931 года Сталин шел по улице Ильинка в Кремль, когда его чуть не убил прохожий.

Согласно официальной версии, Сталина спасла молниеносная реакция Петра Коркина, который совершал променад по Ильинке в компании того самого прохожего по фамилии Огарев. Считается, что Огарев, который был ярым сторонником советской власти, абсолютно случайно столкнувшись с Иосифом Виссарионовичем, тут же его узнал и вынул пистолет для того, чтобы ликвидировать вождя. Однако Коркин якобы сумел в последний момент отвести руку своего «приятеля», державшую оружие.

Личность установлена

На самом же деле ни Петр Коркин, ни Огарев вовсе не были обычными прохожими, а некоторые историки считают, что и их встреча со Сталиным тоже случайной не являлась. При аресте последний действительно назвался Огаревым, но, как оказалось, его настоящая фамилия была Платонов-Петин. Об этом пишет в своей книге «КГБ: приказано ликвидировать» Александр Колпакиди. Кроме того, соответствующая информация есть и в архивных документах.
Платонов-Петин некогда служил в Белой армии, а после ее поражения бежал за границу, где вступил в ряды Русского общевоинского союза. Тем не менее, согласно материалам дела, до покушения на Сталина Платонов-Петин приезжал в Советскую Россию 7 раз. В 1931 он появился в СССР под видом представителя иностранной нефтеторговой компании. Тогда чекисты смогли его отследить и даже «предоставили» конспиративную квартиру, хозяином которой, по легенде, и был Петр Коркин, тоже служивший в органах.

Согласно материалам дела

Впрочем, Петр Коркин представился Добровым, поэтому во время допросов Платонов-Петин именно так его и называл. Примечательно, что арестованный настаивал на том, что встретился с Иосифом Сталиным на улице совершенно случайно и даже не сразу заметил его. По словам «Огарева», ему первым делом бросилась в глаза борода человека, который шел рядом с вождем. Лишь тогда, когда Платонов-Петин был уже в трех шагах от Сталина, он заметил советского лидера.
Мало того, как следует из протокола допроса, опубликованного в книге Владимира Хаустова «Лубянка», Платонов-Петин все-таки не успел достать пистолет, так как в тот день был не в куртке, а в пальто. Оружие же находилось в кармане брюк. «Я понял, что раньше, чем я выстрелю, меня схватят». Дальнейшая судьба неудавшегося убийцы Сталина покрыта мраком. А вот самому вождю с тех пор было запрещено «пешее хождение по Москве».