22/12/21

«Песочная колбаса» и удар «вилкой»: как советские хулиганы нападали на прохожих

Эпоха НЭПа ознаменовалась расцветом хулиганства в Советском Союзе. Некоторые историки видят в этом явлении отголосок «пролетарского чванства» рабочей молодёжи. Другие рассматривают хулиганство как стихийное продолжение «низами» государственной политики «экспроприаций». Методы нападения уличных преступников-хулиганов в 1920-х годах были довольно разнообразны.

«Подход»

Чаще всего хулиганы нападали на состоятельных и культурных граждан, «нэпманов», партийных активистов. Но их жертвами становились и дворники, и просто прохожие. Некоторые хулиганские выходки носили сравнительно безобидный характер. Злоумышленники могли запачкать одежду, закидать прохожего насекомыми и тому подобное. Но от подобных действий оставался лишь шаг до драки, ограбления и убийства. Многие типичные приёмы уличных преступников описаны в книге по самообороне «Искусство рукопашного боя», изданной в 1930 году цирковым артистом Нилом Ознобишиным.

Один из типичных методов назывался «взять на подход». Злоумышленник толкал прохожего на улице. Когда тот уже готов был вступить в перепалку, обидчик внезапно брал мирный тон и предлагал не ссориться. Или же, показывая куда-то в сторону, говорил: «Осторожнее, товарищ, что это у вас там сзади?»

Сбитый с толку человек на секунду терялся – и в тот же момент получал мощный «нокаутирующий» удар в челюсть. Когда жертва падала, хулиганы обчищали её карманы и оставляли лежать. Конечно, преступник должен был обладать достаточной физической силой, чтобы «вырубить» прохожего одним ударом.

По ночам бандиты поступали ещё проще – достаточно было обратиться к прохожему с любым вопросом. Сошла бы даже, как в комедии Гайдая, фраза «Как пройти в библиотеку?» Пока человек соображал, что ответить, он получал резкий удар.

Ссора в притоне

Шпана 1920-х годов предпочитала околачиваться в пивных, клубах, кинотеатрах. Здесь можно было затеять ссору с посетителем. Как правило, жертвой становился один из мужчин, употребляющих алкоголь. Когда тот готов был начать драку, задира неожиданно говорил: «Кабы я взаправду осерчал, я б те разворотил всю харю, гляди кось как». Вслед за этим хулиган разбивал бутылку и «розочкой» бил противника прямо в лицо.

Нападение в людном месте

Некоторые приёмы преступники осуществляли в паре. Например, средь бела дня один из них мог подойти к человеку на оживлённой улице города и начать его оскорблять. Естественно, прохожий настораживался и внимательно «следил за руками» грубияна. Но тот ограничивался лишь словами. Зато откуда-то сбоку возникал ещё один хулиган, с «примиряющей» фразой: «Не обращайте внимания, товарищ, он пьян». Он мог даже обратиться к задире: «Да оставишь ты, наконец, в покое человека?»

Но в этот же самый момент «доброхот» стремился нанести удар жертве ножом в живот. Свидетели в такой неразберихе ничего не успевали понять.

«Меньше опасайтесь типа, который ищет с вами ссоры, нежели лиц, которые в этот момент вас окружают, – отмечал Нил Ознобишин. – Если кто-либо из последних пожелает вмешаться – не спускайте с него глаз».

«Ложная тревога»

В тёмное время суток хулиганы и бандиты могли разыграть целую сцену, чтобы привлечь прохожего. Например, один из них, улегшись на снег, изображал раненого, а другие, столпившись, причитали над ним. Или же молодчики могли затеять драку между собой. «Ложной тревогой» мог быть и крик женщины в ночной рубашке, утверждающей, что к ней якобы лезут воры.

Всё это «театральное представление» заканчивалось нападением на неравнодушного прохожего. По мнению Ознобишина, ни в одном из описанных случаев прохожему не стоило останавливаться.

«Подлые» удары

Многие преступники времён НЭПа хорошо владели лишь одним-единственным приёмом, зато отточили его до совершенства. Одним из самых опасных и неотразимых считался удар головой в лицо, причём жертву при этом хватали за затылок, чтобы голова не откидывалась.

Другой приём тех лет породил жест «моргала выколю» из «Джентльменов удачи». Он заключался в том, чтобы выдавить противнику глаза или, в лучшем случае, на время ослепить его.

«Удар наносится концами указательного и среднего пальцев, выпрямленных наподобие вилки. Целью удара являются глаза, причём метиться надо в нос так, чтобы оседлать пальцами переносье – «надеть очки», как образно выражаются бандиты на своём оригинальном наречии», – писал Ознобишин.

Для собственного удобства нападающие могли резко вывернуть одежду прохожего с плеч на локти, чтобы сковать его движения.

Из подручных средств, применявшихся хулиганами, заслуживает внимания «колбаса». Так назывался длинный и узкий холщовый мешок, набитый песком вперемешку с камнями. Иногда хулиганы для развлечения сыпали песок за воротник прохожим. Однако на самом деле это было грозное оружие. Для утяжеления на дно «песочной колбасы» клали небольшую гирю, превращая её в подобие булавы.

По мнению Нила Ознобишина, знание методов преступников могло помочь уберечься от нападения. Лучшим же приёмом самообороны автор считал бегство.
«Если вы бегаете быстро, не колебайтесь, не обращайте внимания на самолюбие, ибо всякое геройство в подобных обстоятельствах было бы смешно», – утверждал советский наставник по рукопашному бою.

Эта рекомендация сохраняет значение и по сей день, хотя многие типичные опасные ситуации, к счастью, ушли в прошлое.