29/01/22

Петр Махров: почему белоэмигрант хотел воевать в Красной Армии

С 1932 года генерал Махров вместе с семьей проживал в Каннах. Несмотря на то, что во время гражданской войны Петр Семенович занял сторону белых, в 1941 году он не побоялся обратиться с просьбой к советскому послу во Франции. Махров писал Богомолову о том, что желает вступить в ряды Красной Армии, причем согласен даже на звание рядового.

Военная карьера

Петр Семенович Махров появился на свет в 1876 году в Тамбове, однако детство его прошло в городе Борисове. Несмотря на то, что отец будущего генерала был простым лесничим, сам Петр решил посвятить свою жизнь военному ремеслу. Как пишет Анатолий Романов в своей книге «На чужих погостах: некрополь русского зарубежья», для получения соответствующего образования Махров выбрал ближайшее к дому Виленское пехотное юнкерское училище. Впоследствии он поступил в Николаевскую академию Генерального штаба. Еще в период учебы Петр Махров, узнав о начале русско-японской войны, упросил начальство отпустить его добровольцем на фронт.

Окончив академию в 1907 году, Махров был направлен в 105-й пехотный Оренбургский полк. Долгое время он ходил в капитанском чине: он стал генерал-майором только в 1917 году. В том же году после революции Петр Махров занял сторону белых. Поначалу военачальник не хотел принимать участие в гражданской войне, тем более, что его родной брат Николай оказался в Красной Армии. Но затем все-таки вступил в ряды Добровольческой армии в Крыму. Позднее уже генерал-лейтенант Махров был отправлен представителем главнокомандующего в Польшу. Там он оставался до 1924 года, пока Врангель ввиду «стесненных материальных возможностей» не освободил его от занимаемой должности.

Эмиграция и нападение Германии

После приказа Врангеля Петр Махров вместе с семьей перебрался из Польши во Францию. Некоторое время, если верить Валерию Клавингу, автору издания «Высшие офицеры Белых армий», Махровы проживали в Париже, однако через 7 лет переехали в Канны. Не имея иных средств к существованию, на чужбине генерал перебивался случайными заработками от преподавания английского и русского языков. Кроме того, Махров (и это подтверждал генерал фон Дрейер, знавший Петра Семеновича еще по академии Генерального штаба) обладал писательским даром, а потому получал небольшой доход от публикаций в эмигрантской прессе.

В общем до 1941 года Петр Махров жил вполне спокойно. Однако, когда грянула Великая Отечественная война, он не смог остаться равнодушным к судьбе своей родины. Как вспоминал сам Махров, слова которого приведены в издании «Славные имена Белой Руси. Белая гвардия Белой Руси», нападение Германии до такой степени его потрясло, что уже на второй день войны он направил на имя советского посла во Франции Богомолова сообщение с просьбой зачислить его в ряды Красной Армии «хотя бы рядовым». Видимо, Махров понимал, что бывшему белому военачальнику рассчитывать на что-то большее не приходилось.

Арест и его последствия

Однако вместо фронта Петр Семенович оказался за решеткой. Дело в том, что письмо Махрова попало в руки сотрудников немецкой разведки и было, как выразился сам военачальник в свои мемуарах «В Белой армии генерала Деникина», было процензурировано. 19 августа 1941 года Махрова взяли под стражу и поместили в тюрьму в Ницце. Впоследствии он был переведен в лагерь Вернэ. Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы за Махрова не вступился французский генерал Ниссель, сотрудничавший с ним в Польше. Именно по прошению Нисселя в декабре того же 1941 года Петр Семенович был выпущен на свободу.

Впрочем, патриотический порыв все-таки имел неприятные для Петра Махрова последствия: в частности, он был лишен эмигрантского статуса. Только к концу 1940-х годов ему удалось восстановить свои утраченные права. К тому моменту война с гитлеровской Германией уже закончилась, поэтому Махрову ничего не оставалось, как заняться написанием воспоминаний, которые в начале девяностых годов были опубликованы и в России. Однако сам Петр Семенович на родину так и не вернулся: он умер в Каннах в 1964 году в возрасте 87 лет.