В истории советского оружия есть легенды массового производства, а есть камерные трагедии. Пистолет «Балтиец» относится ко вторым. При отличных боевых качествах и острой необходимости в нём свет увидели всего 14 экземпляров. Почему же проект, рождённый в огне блокады, так и не пошёл в серию?
Предложение Ралля
Поводом для создания «Балтийца» стал серьёзный недостаток основного армейского пистолета ТТ. В суровую первую блокадную зиму 1941-1942 годов, при морозах за –20°C, оружие давало опасные задержки. Начальник штаба Балтийского флота Юрий Ралль рискнул обратиться напрямую к ленинградскому руководству с инициативой: создать для командного состава флота надёжный самозарядный пистолет, не боящийся холода.
Идея была одобрена на уровне обкома партии. Заводу № 181 поручили изготовить пробную партию из 15 штук. Задача была амбициозной: оружие должно было использовать стандартный патрон 7,62×25 мм, но работать безотказно. За основу конструкторы Егоров и Богданов взяли удачную схему немецкого «Вальтера РР».
Ручная работа в ледяном аду
В условиях блокады, под обстрелами и в холоде, работа шла с невероятным трудом. Детали для первых пистолетов вытачивали вручную, а финишную обработку (воронение) проводили почти кустарно. Весной 1942 года первый образец был готов.
Экземпляр № 1 был сделан на машиностроительном заводе «Двигатель» весной 1942 года. Испытания дебютного пистолета проводили прямо в пустом цехе при температуре -30 °C. Пистолет показал себя надежным, автоматика сработала без задержек.
Якуты: самые шокирующие факты
Вот только оружие оказалось слишком тяжелым. Первый пистолет «Балтиец» весил 1100 граммов. Поэтому дебютный экземпляр пришлось усовершенствовать: в частности была уменьшена длина ствола. Благодаря этому пистолет «полегчал» на 140 граммов. Примечательно, что после переделки боевые качества «Балтийца» по сравнению с первым экземпляром нисколько не пострадали. Впоследствии, если верить автору энциклопедии «Русские пистолеты и револьверы», пистолет № 2 был подарен наркому ВМФ адмиралу Н.Г. Кузнецову. Казалось, цель, поставленная перед оружейниками, успешно достигнута, но не тут-то было.
Их было всего 14
Изготовить даже первую партию из 15 пистолетов «Балтиец» так и не удалось. Дело в том, что при сборке оружия обнаружился недостаток деталей: их хватало только на 12 новых пистолетов. Ответственные за хранение деталей понесли соответствующее наказание. Через несколько лет этот эпизод, а главное тот факт, что создание оружие не было санкционировано Москвой, стали пунктами обвинения по так называемому «Ленинградскому делу». Но даже во время войны репрессивные меры ни к чему не привели. Как утверждает Владислав Каштанов, автор издания «Самозарядные пистолеты», кое-как удалось собрать всего 14 «Балтийцев». Серийного же производства «Балтийцы» так и не увидели.
Что стало с большинством пистолетов «Балтиец» из первой и единственной партии, так и осталось загадкой. Известно лишь, что экземпляр № 1 был преподнесен Первому секретарю Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Андрею Жданову. Второй пистолет, как уже было сказано выше, достался адмиралу Кузнецову. Его однофамильцу, секретарю Ленинградского горкома ВКП(б), Алексею Кузнецову тоже подарили один из экземпляров. По одному пистолету «Балтиец» досталось также еще двум адмиралам: Владимиру Трибуцу и Николаю Смирнову.

