14/10/25

Победить «хозяина леса»: зачем русские дрались с медведями 

Сцена схватки человека с медведем, как в фильме «Выживший», — не просто голливудский вымысел. Во всяком случае для нашей страны. На Руси это была суровая, подчас носящая ритуальный символизм, реальность. На протяжении веков поединок с бурым исполином был и обрядом посвящения, и царской забавой, и демонстрацией бесстрашия, повергавшей в смятение иностранных послов. 

Тотемное животное

Изначально отношение к медведю было двойственным. Для древних народов Евразии, включая славян, он был не просто зверем, а тотемным животным — мифическим предком и «хозяином леса». Его боялись, что, впрочем, не мешало поклоняться его же силе и мощи. 

Молодые воины и охотники в древности нередко проходили обряды инициации, чтобы символически «перенять» силу медведя. Они облачались в шкуры, подражали его повадкам и танцевали ритуальные пляски. Психологическому отождествлению помогало и сходство: вставший на задние лапы, медведь напоминал человека. 

Также в русском фольклоре закрепился архетип получеловека-полумедведя, как, например, богатырь Медведко или Ивашко Медвежье Ушко. Его победа над собственным отцом-медведем в сказках символизирует торжество человеческой силы и духа над слепой мощью природы. 

Ученые полагают, что именно из этих древних ритуалов, где самые сильные и храбрые мужчины доказывали свою зрелость, имитируя медведя, могла родиться идея реального поединка с «хозяином леса». 

Медвежьи бои при царском дворе

С принятием христианства на Руси древние языческие обряды не исчезли, а трансформировались. Так и ритуальное единоборство постепенно превратилось в зрелищную «медвежью потеху». 

По городам и весям ходили скоморохи с прирученными дрессированными медведями. Представления с ними были отголоском древних игрищ, но прямой борьбы, как правило, не предполагали. Все было скорее похоже на современный реслинг — зрелищно, но безопасно. 

А вот при царском дворе процветали настоящие кровавые поединки. Московские государи, начиная с Ивана Грозного и вплоть до Алексея Михайловича, устраивали масштабные бои. Для них в лесах специально отлавливали диких зверей. 

Боец выходил на медведя с рогатиной (специальным копьем) или деревянными вилами. Английский дипломат Джайлс Флетчер в XVI веке был свидетелем подобных поединков и описал победную тактику. Нужно было успеть всадить рогатину в грудь нападающему зверю и, уперев другой конец в землю, опрокинуть его. Победа щедро вознаграждалась — деньгами, дорогими тканями или угощением в царском погребе. 

Но цена такой победы нередко была высока. Летописи сухо сообщают о неудачниках: «изъел левую руку», «ел его за голову и зубы выломал». При Иване Грозном такая схватка стала и формой казни, когда против зверя выпускали безоружного человека. На победу осужденному можно было и не рассчитывать. 

Зачем это было нужно

Легенды рассказывают, что в поединках с медведями участвовали не только осужденные на смерть, но и воеводы и князья. Миф об основании Ярославля Ярославом Мудрым, зарубившим медведицу топором, — яркий тому пример. 

Поединок с могучим зверем был высшей школой хладнокровия, силы и отваги для дружинников. Поэтому князья и воеводы иногда устраивали подобные турниры — не только ради их зрелищности, но и из желания проверить своих воинов в деле. Кроме того, проведение подобных боев подчеркивало богатство и статус правителя, их организовавшего. 

К началу XIX века жестокая традиция практически сошла на нет. Бои с человеком сменились травлей медведей собаками и их стравливанием между собой. Эпоха единоборства человека с «хозяином леса» сохранилась в летописях, фресках древних соборов и народных сказках как напоминание о суровых нравах и неукротимой силе духа наших предков.