26/11/25

Побег из Кандагара: как это удалось российским летчикам в 1996 году

В августе 1996 года мир облетела невероятная новость: семеро российских лётчиков, больше года томившихся в плену в Афганистане, совершили дерзкий побег. Они не просто вырвались из-под стражи — они подняли в воздух свой собственный самолёт и улетели на свободу. Эта операция стала примером невероятного мужества, хладнокровия и верности друг другу.

Как лётчики попали в плен

В августе 1995 года грузовой Ил-76ТД казанской авиакомпании «Аэростан» выполнял очередной коммерческий рейс. На его борте находились стрелковые боеприпасы, которые должны были быть доставлены в Афганистан. Экипаж из семи человек во главе с командиром Владимиром Шарпатовым уже не первый раз выполнял подобные задания.

Однако этот полёт оказался роковым. В афганском воздушном пространстве самолёт был перехвачен истребителями движения «Талибан» и принуждён к посадке в Кандагаре. При досмотре нашли боеприпасы — формальный повод для задержания был найден. Так началась годовая одиссея семерых россиян.

Год в плену

Условия содержания были тяжелейшими. Лётчики страдали от жары, скудного питания и постоянного страха расправы. Их пытались склонить к переходу в ислам, что означало бы окончательный разрыв с родиной.

Похороны в СССР: во сколько они обходились гражданам

Ключевую роль в их судьбе сыграло то, что российским дипломатам и представителям Татарстана удалось наладить контакты с пленными. Лётчики стали получать почту, а главное — под видом переговоров об обмене началась разработка плана побега.

Операция «Воздушный мост»

План, который в итоге сработал, был одновременно и самым рискованным, и самым логичным — нужно было улететь на своём же самолёте. Под предлогом ремонта шасси они получили доступ на борт — под вооружённой охраной, но на своём рабочем месте.

Их расчёт строился на нескольких факторах. Во-первых, талибов удалось убедить в необходимости проведения регулярных профилактических работ на Ил-76-ТД. Во-вторых, с самолета так и не слили топливо, а его в свое время заправляли с расчетом на обратный путь из Афганистана. В-третьих, был выбран удачный день (пятница, выходной, особенно почитаемый мусульманами) – охрана летчиков была ослаблена.

Сбежали вместе с охранниками

В середине августа 1996 года экипаж Ил-76-ТД в очередной раз занимался техобслуживанием своего самолета, который был якобы необходим из-за поврежденного колеса шасси. Вместе с семерыми пилотами на борту находились три вооруженных охранника.

По сути, технически ничего не мешало взлету, и экипажем были запущены двигатели лайнера. Службы аэродрома ничего не могли сделать – была пятница, и большинство персонала авиабазы отсутствовало, в том числе, и пилот истребителя-перехватчика.

Как только самолет поднялся в воздух, запаниковали охранники. Один из них даже передернул затвор автомата, собираясь расстрелять пилотов. Но командир корабля резко снизил высоту, талибы попадали, пилоты их скрутили и связали.

Борт шел через воздушное пространство Ирана (предварительно была достигнута такая договоренность) в ОАЭ на предельно малых высотах – чтобы талибы не могли его засечь и сбить. В результате Ил-76-ТД без происшествий долетел до Шарджи (Объединенные Арабские Эмираты). Через сутки российские летчики были уже в Казани.

Что было потом

Спустя несколько дней командира Ил-76-ТД и второго пилота представили к званию «Герой России», остальные пятеро членов экипажа получили ордена Мужества.

Ходили слухи, что столь удачное разрешение истории с пленом не обошлось без выкупа или подкупа талибов, однако документально они не подтверждаются.

Второе рождение эта эпопея получила в 2010 году, когда на российские экраны вышел фильм «Кандагар», снятый на основе истории с пленением российских летчиков.