Слава Курилов, сбежавший с лайнера «Советский Союз» в 1974 году, отправился в свое путешествие вплавь налегке. С собой у океанолога про профессии не было даже компаса. Однако взять амулет, защищавший от акул, Курилов не забыл. Станислав Васильевич сам смастерил его еще в Ленинграде.
Прыжок с борта лайнера
Станислав (Слава) Васильевич Курилов, родившийся в 1936 году, сделал на родине неплохую карьеру. Он служил в Институте океанологии при Академии Наук СССР в Ленинграде. Было у Курилова и множество других увлечений. Как утверждает Владимир Кучин, автор издания «Всемирная волновая история от 1928 по 1942 годы», Станислав Васильевич отлично плавал, занимался йогой и разделял идеи советских диссидентов. Что касается последнего, то подобные убеждения, в том числе, были связаны с тем, что родная сестра Курилова вышла замуж за индийца и впоследствии перебралась в Канаду. Однако совершить аналогичный поступок Слава не мог: выездную визу в СССР было не так уже легко получить.
Но однажды Курилов увидел объявление о предстоящем круизе на лайнере «Советский Союз». Выездная виза для путешествия не требовалась: лайнер не заходил в иностранные порты. Тогда у Славы и появилась идея о побеге вплавь. В ночь с 12 на 13 декабря 1974 года океанолог прыгнул с борта упомянутого судна в воды Тихого океана. Как пишут Рафаэль Поч и историк Рой Медведев в книге «Эпоха перемен: Россия глазами испанского корреспондента», Курилов плыл трое суток без еды и воды, преодолел около 100 километров, пока не оказался на филиппинском острове Сиаргао. После необходимых разбирательств перебежчик был переправлен в Канаду, где вскоре и получил гражданство.
Подготовка к побегу
Понятно, что для того, чтобы совершить нечто подобное, Станиславу Курилову потребовалась тщательная подготовка. Геннадий Чередов в своей книге «Неизвестная история Земли и космоса» утверждает, что у Курилова в момент побега не было с собой даже компаса, так как он умел ориентироваться по звездам. Занятия йогой с помощью самиздатовских пособий тоже сыграли свою роль. Ну, и конечно, Станислав Васильевич прекрасно держался на воде и под водой. По словам самого Курилова, мать не разрешала ему плавать, поэтому мальчик начал учиться тайно, в пионерском лагере. Будучи 10-летним юнцом, Слава уже настолько поднаторел, что сумел переплыть реку Иртыш.
Поэтому главное, на что полагался Курилов во время побега с лайнера, — это собственное тело. При этом вещей должно было быть минимум. Сам Станислав Васильевич в своих мемуарах «Путь» писал, что непосредственно перед побегом он надел на себя майку, узкие шорты, несколько пар носков (для того, чтобы не травмировать ноги об острые рифы), на шею повязал платок, который предназначался для перевязки ран, взял ласты, маску и трубку. Кроме компаса, советский океанолог отказался и от спасательного жилета, который трудно было незаметно пронести на корму. К тому же жилет замедлял бы плавание. А вот амулет оказался в списке обязательных вещей йога-перебежчика.
Амулет от акул
По утверждению самого Станислава Курилова, написавшего впоследствии книгу «Один в океане. История побега», амулет он изготовил еще в Ленинграде, снова воспользовавшись самиздатом. Тогда неизвестный автор перевел легендарную «Книгу царя Соломона», входившую в состав Ветхого Завета. Амулет представлял собой так называемую шестиконечную звезду Давида или «щит Давида». Этот «щит», как полагал Курилов, должен был защищать его от акул, а также прочих опасностей, которые могли подстерегать его в океане. Однако действие амулета было ограничено и составляло всего одни сутки. А ведь в водах Тихого океана Станиславу Васильевичу пришлось провести втрое дольше.
Когда Курилов наконец добрался до острова, его встретили туземцы. Среди них нашлась девочка-подросток, которая немного говорила по-английски. После установления контакта филиппинцы поинтересовались у пришельца, как тому удалось уберечься от акул. Тогда Станислав и показал свой амулет. Туземцы ему охотно поверили и больше вопросов на эту тему не задавали. Однако Курилову суждено было погибнуть в воде. Он так и не сумел устроиться в Канаде, поэтому перебрался в Израиль, где начал работать по специальности. 29 января 1998 года Слава Курилов погиб во время подводных исследований на озере Кинерет. Если верить М.Я. Майстровскому, автору издания «Израиль», в тот роковой день Курилов проверял работу приборов и запутался в рыбацких сетях.