26/10/23

Почему американцы так и не смогли собрать советский ракетный двигатель, даже имея все чертежи

Существует мнение, что все можно скопировать и подделать. Однако российский ракетный двигатель РД-180 опровергает эту идею. Его создание кажется чем-то сверхъестественным, так как он одновременно прост и уникален. Несмотря на наличие документации и спецификаций на все детали, американцам не удалось воссоздать его.

Кошки, мышки и старик

В США ходят слухи о плачевном состоянии российской военно-промышленной базы. Говорят, что на заводе, где производят ракетные двигатели, в штате присутствуют кошки, которые ловят мышей. Похоже, что там настолько грязно, что там размножаются грызуны, которые наносят ущерб проводам. Несмотря на это, США продолжают закупать РД-180, уникальный двигатель для мощных ракет Saturn V, и при этом не могут создать его аналог или просто скопировать.

Западные СМИ также упоминают о каком-то гениальном старике, который собирает РД-180. Он приходит на работу со своим набором кустарных инструментов и собирает двигатель с их помощью. Если этот "худой дедушка", который уже давно на пенсии, умрет, то производство двигателя прекратится.

Титановые сплавы

Впрочем, более продвинутые эксперты связывают уникальное превосходство РД-180 с русским мастерством по работе с титаном. «Они (русские) искусны в производстве титановых сплавов», — пишет «ракетный» блогер Эрик Энгхайм. Еще один инженер, работающий в России, назвал сплавы термином «unobtainium» (каламбур: to obtain — по-английски — достигать, добиваться; приставка un — отрицание; um — латинское окончание; получается нечто вроде "недостижиниум"). Русские — удивительные металлурги. Но это кустарный процесс. Они сами не могут объяснить, как у них это получается».

Взгляд на РД-180 из Америки

В 1995 году корпорация Lockheed Martin провела открытый конкурс на двигатель первой ступени ракеты "Атлас" нового поколения. Именно тогда двигатель РД-180 выиграл по всем параметрам. Ясное дело, американцы захотели получить в свое распоряжение новые ракетные технологии и предложили совместно производить этот двигатель на территории США.

Вскоре они стали обладателями копий документации и полного набора спецификаций РД-180. Но тут-то и начались чудеса: без ключевых узлов, собранных в России, и ряда деталей, выплавленных на наших металлургических заводах, дело не сдвигалось с мертвой точки. Не помогли заокеанским специалистам передовые технологии обратного проектирования сплавов. Другими словами, скопировать двигатель не удалось.

«Русская метла для американской ведьмы»

После введения санкций из-за возвращения Крыма России, Пентагон, Конгресс США и Белый дом опять озадачились проблемой РД-180. В американских газетах об этом двигателе писали, как о «русской метле для ведьмы», на что острые на язык критики программ НАСА уточняли «для американской ведьмы», поскольку силовая установка предназначалась для ракет военного назначения.

«Отказ от РД-180 будет довольно разрушительным для американской космической программы в среднесрочной перспективе», отметил Брайан Харви, автор нескольких популярных книг о программах НАСА. Свои выводы от сделал из экспертных оценок независимых аналитиков.

Почему так получилось

Как известно, выходная мощность первой ступени ракеты Saturn I, первый полет которой состоялся в октябре 1961 года, составила 60 гигаватт, что равно пиковому спросу на электроэнергию в Соединенном Королевстве. Обеспечить устойчивую работу таких мощных водородных двигателей было изначально невероятно трудно. То, что американцы в 70-х годах решили эту проблему, является одной из главных причин, почему им удалось обогнать Советский Союз в космической гонке в области возвращаемых пилотируемых кораблей типа «Шаттл».

В ответ советские специалисты построили керосиновые ракетные двигатели путем установки нескольких сопел. Например, РД-170, используемый на ракете "Энергия", был более мощным, чем базовая силовая установка SSME (RS-25) «Шаттл», но использовал четыре сопла, что делало его снаружи похожим на четыре отдельных двигателя. Отметим, что РД-170 является предшественником РД-180. В итоге получился небольшой керосиновый двигатель с невероятным удельным импульсом и с неповторимой удельной тягой.

А в это время заголовки американских газет пестрили победными лозунгами о впечатляющих миссиях на Луну и даже Марс. Но после катастроф с «водородными» Шаттл, США вынуждены были отказаться от своих огромных силовых установок. А после 2014 года вообще выяснилось, что США полностью зависят от российской космической отрасли.

В чем секрет

Подача керосина с высоким давлением в среде, обогащенной кислородом, приводит к мгновенному разрушению самых устойчивых сплавов. Отметим, что двигатель РД-180 потребляет около 1, 25 тонн топлива в секунду, которое подается турбонасосом мощностью 180 000 киловатт, что превышает мощность реактора атомного ледокола "Арктика" более чем в два раза. То есть, в одной камере диаметром всего 380 миллиметров сгорает чуть больше 0,6 тонны топлива в секунду, выделяя гигантскую энергию, обуздать которую современные американские технологии будут еще долго не в силах. Для этого им нужно начать свою «керосиновую» ракетную программу с нуля.