28/05/19

Почему ас Покрышкин не поверил в казнь генерала Власова

Андрей Власов — одна из самых спорных личностей Великой Отечественной войны. Сегодня практически все видят в нем изменника, однако это не лишает дело Власова вопросов, на которые не существует однозначных ответов.

Воевать не желаю!

Власов был в числе самых успешных командиров начала Великой Отечественной войны. Одним из первых он встретил германские войска подо Львовом, в сложной обстановке руководил обороной Киева и вывел остаток своих частей из окружения, а в декабре 1941 года на подступах к Москве остановил танковую армию Вальтера Моделя.

Назначение Власова на пост командующего 2-й ударной армией, которая оказалась под угрозой окружения на ленинградском направлении, было объяснимо: ставка видела в генерале командира, способного решить сложнейшую задачу. Однако, по мнению многих историков, его миссия была неосуществима изначально. «Он получил войска, практически уже не способные сражаться, армию, которую надо было спасать», — писал В. Бешанов в книге «Ленинградская оборона».

Существует версия, что это был хитроумный план избавиться от неугодного военачальника, за которым якобы стояла группа генералов, завидовавших славе Власова. Среди прочих завистников называют и Жукова, однако реальных подтверждений эта версия не находит.

История пленения Власова довольно запутана. Нет никаких сведений о том, где он находился в течение двух с половиной недель, начиная с 24 июня 1942 года, когда была предпринята последняя попытка вырваться из окружения. Известно, что только 12 июля он вышел к старообрядческой деревне Туховежи, где был сдан в гестапо местным старостой.

Некоторые источники утверждают, что Власов сразу после неудачной попытки прорваться к своим принял решение сдаться германскому командованию. Есть более смелое предположение. Фронтовик Иван Стаднюк, ссылаясь на генерала Александра Сабурова, писал, что Власова немцы завербовали еще осенью 1941 года, когда он попал в окружение под Киевом. Но зачем в таком случае понадобилось бродить «завербованному генералу» 18 дней по новгородским лесам и болотам, вместо того, чтобы сдаться первому встреченному немецкому патрулю?

Еще во время войны в одной из советских газет вышла статья под заголовком «Кто такой Власов?». В ней утверждалось, что Власов — убежденный троцкист, планировавший продать Сибирь японцам. Со слов автора, генерал был разоблачен, однако в дальнейшем партия его простила и доверила важные участки фронта. Первое время, чтобы избежать подозрений, он себя хорошо проявлял, но затем «специально завел армию в окружение».

Сам Власов на вопрос следователя НКВД, почему он сдался в плен, ответил: «Смалодушничал!». На допросах бывший генерал признавался, что во время нахождения в окружении в нем обострились антисоветские настроения и он решил, что не желает воевать за чужие интересы. Воспользовавшись приходом немцев в деревню, он сдался в плен.

Против всех

Цели, которые преследовал Власов, достаточно туманны, но его антисоветская позиция довольно отчетливо прослеживается во время нахождения по ту строну линии фронта. В ходе своих пропагандистских поездок, в том числе и по оккупированным Германией территориям СССР, он призывал следовать его примеру и противостоять сталинскому режиму.

Программа организованного Власовым «Русского комитета», скорее всего, написанная под диктовку идеологов рейха, декларировала создание вместо СССР нового государства, основанного на совершенно иных принципах, где ликвидировался принудительный труд, а земля передавалась крестьянам в частную собственность, где вместо террора и насилия процветала бы свобода вероисповедания, а власти гарантировали неприкосновенность личности и жилища.

Принципы, излагаемые Власовым, были во многом схожи с идеями, которые высказывали представители белоэмигрантского движения, однако сам генерал, видимо, был далек от русского зарубежья, сформированного волной послереволюционной эмиграции. Об этом свидетельствует и тот факт, что в рядах РОА практически не было бывших белогвардейцев.

В личном деле Власова, имевшемся у германского руководства, подчеркивалось, что он является не царским, а большевистским офицером, а неприязнь к советской власти объясняется исключительно идейными побуждениями.

С другой стороны, Власов был крайне негативно настроен и в отношении нацистского режима. Он неоднократно позволял себе критику политики Гитлера, в частности, за геноцид еврейского населения, из-за чего конфликтовал с немецким начальством. Министерство пропаганды рейха, в свою очередь, обвиняло власовское движение в «англофильских симпатиях» и называло его «жидовской надстройкой большевиков».

«Сталинский агент»

«Власов был не предателем, а глубоко законспирированным разведчиком», — такая версия хоть и не поддерживается большинством историков, но имеет право на рассмотрение. В 1938 году тогда еще полковника Андрея Власова направляют в Китай советником генералиссимуса Чан Кайши, но некоторые исследователи уверены, что на него были возложены другие задачи.

В частности, Лев Гицевич в книге «Генерал Власов — агент разведки Кремля» считает, что Власова отправили в Китай, кишащий немецкими шпионами, в надежде, что его завербует абвер либо гестапо. Со слов писателя, Берии нужен был свой человек в Берлине, однако тогда немцы на наживку не клюнули. Назначение Власова на должность командующего 2 ударной армией и стало успешной попыткой внедрить своего агента в недра Третьего рейха, пишет Гицевич.

В середине 2000-х появился целый рад публикаций, в которых утверждалось, что операция по внедрению Власова была инициативой Сталина. Вождь якобы надеялся, что его любимец сможет войти в доверие к высшему германскому командованию и в нужный момент перехватить руководство Восточными формированиями вермахта и СС. Именно поэтому, со слов конспирологов, на Волховский фронт Власова провожали лично Берия и Ворошилов.

Какие могут быть аргументы у защитников версии «Власов — агент Кремля»? Один из главных — после казни генерала его семью не репрессировали, как это было с семьями других «изменников Родины». Существует версия, что и сам Власов не был казнен. Так, внучатая племянница генерала Нина Строева впоследствии пересказала его землякам слова знаменитого аса Александра Покрышкина (общего для нее и Власова родственника), присутствовавшего на казни «предателя». Легендарный летчик якобы признался, что на виселице вместо почти двухметрового Власова болтался какой-то низкорослый мужичок.

Официальная история, разумеется, резко возражает против альтернативного жизнеописания Андрея Власова. Начальник Управления регистрации и архивных фондов ФСБ России Василий Христофоров отмечает, что по результатам кропотливой работы архивистов не было найдено ни единого документа, хотя бы косвенно подтверждающего «такую трактовку эпопеи генерала Власова».