В XX веке бурятский народ оказался на грани демографической катастрофы. Многие этнографы признают – если не советская власть, то буряты бы вымерли. Но как такое могло произойти?
На грани
Историк Всеволод Башкуев из Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН в своих научных трудах отмечает, что в начале прошлого столетия буряты столкнулись с рядом вызовов. В их среде резко уменьшилось количество фертильных женщин, выросла детская смертность. Кроме того, по данным на 1914 год, почти 12% представителей этого народа болели туберкулёзом, заражённость гонореей достигала 32%, а сифилисом – 52%.
В том, что народ оказался в таком бедственном положении, буряты винили русского царя и земельные реформы. Но вот на то, что сифилис в основном передавался половым путём из-за распущенности населения, они упорно обращать внимание не хотели.
Свой вклад в распространение этого недуга внесла и антисанитария. Из-за кочевого образа жизни буряты практически не мылись, не знали белья, не мыли руки.
Также очень удобно было объяснять болезни происками духов-тэнгри, шаманов или богов. К русским медикам же буряты относились с большим недоверием, часто не позволяя им оперативно приступить к лечению.
Любой ценой
Наиболее непростым оказался период вхождения бурят в Дальневосточную Республику – система здравоохранения была полностью децентрализована, а полномочия переданы на места. Так, в 1922 году в Бурят-Монгольском АО функционировали всего две больницы и пять амбулаторий. На каждую больницу приходилось по 57 300 бурят, а на одну амбулаторию – 16 300, и это при условии, что ежедневно принимать удавалось только по 30 человек (ещë примерно 40 пациентам помощь так и не оказывалась).
Надежда на улучшение ситуации появилась только с приходом советской власти. В 1923 году была создана Бурят-Монгольская АССР, а спустя ещё год по республике поехали «венотряды». Им приходилось не только проводить обследование населения, но и вести пропаганду, разъяснять, откуда берутся болезни и как их избежать.
Позже Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) появился Институт гигиены, который занимался проблемами рождаемости бурятского народа. Также в АССР открылись семь венерологических и три туберкулёзных диспансера.
Уделялось большое внимание социальной адаптации бездомных (строились общежития, создавались трудовые артели), а просветительская работа велась на бурятском языке – по аймакам с лекциями ездили врачи.