01/11/19

Почему до 1914 года русским лётчикам запрещено было использовать парашюты

Изобретение парашюта уходит в глубину истории почти на 600 лет. Чертёж подобного устройства был найден в бумагах итальянского гения Леонардо да Винчи. Первый действующий парашют был показан публике в XVI веке в Братиславе, когда хорватский изобретатель Фауст Вранчич прыгнул с крыши дома и сумел благополучно приземлиться на рыночной площади. Разумеется, его парашют был весьма громоздким и ничем не напоминал нынешние устройства.

Следующим испытателем, решившимся шагнуть в пустоту, стал физик из Франции Луи Ленорман. В конце XVIII века он прыгнул с высокой башни, держа в руках деревянную раму, обтянутую воздухонепроницаемой тканью, и остался жив. Именно он и ввёл термин «парашют».

После Ленормана конструкцией парашюта занимались такие воздухоплаватели, как Жан Бланшар и его отчаянная жена Софи, которая спускала на парашютах комнатных собачек. Пилот Андре Гарнерен впервые спрыгнул с шёлковым парашютом с монгольфьера над Парижем осенью 1797 года.

В России вплоть до 1911 года лётчики могли покинуть терпящий бедствие самолёт только с помощью складных зонтов, которые не отличались надёжностью и были сложны в эксплуатации.

Не было бы счастья, да несчастье помогло

Шелковый складной ранцевый парашют, вид которого привычен для нас, был изобретён Глебом Евгеньевичем Котельниковым – провинциальным чиновником, имевшим, впрочем, прямое отношение к российской армии: он окончил военное училище и отслужил три года.

Приступить к такому необычному для глубинки занятию Котельникова заставила гибель знаменитого авиатора Льва Макаровича Мациевича, случившася осенью 1910 года на Всероссийском празднике воздухоплавания в Петербурге.

Желая поразить достижениями сиятельных особ, присутствовавших на празднике, Лев Мациевич решил набрать максимальную высоту. По словам очевидца Льва Успенского, на аэроплане, не выдержав нагрузки, лопнула одна из расчалок.  Её конец попал в пропеллер «Фармана», который тут же разлетелся вдребезги и сорвал мотор с места. Аэроплан резко клюнул носом и авиатор выпал из кабины.

Катастрофа произвела неизгладимое впечатление на тех, кто присутствовал на лётном поле, и на весь город. Пилота хоронили как национального героя.

После гибели Мациевича Котельников решил создать устройство, которое бы находилось на самом авиаторе, а не рядом в кабине. Парашют должен был отличаться простотой, лёгкостью и надёжностью. На идею сделать спасательное устройство из шёлка Котельникова натолкнуло хобби: он увлекался театром и однажды за кулисами стал свидетелем того, как одна из дам вынула из сумки крохотный комочек шёлковой ткани. Когда дама развернула шёлк, оказалось, что в руках у неё огромный палантин.

Котельников тут же рассчитал, что для пилота весом в 80 килограммов нужно всего 50 кв. метров шёлка, которые легко поместятся в ранец за спиной авиатора.

Когда аэропланы дороже людей

Для разработки парашюта потребовались средства, и Котельникову пришлось взять в долю купца Вильгельма Ломача, который согласился финансировать предприятие.

В 1912 году парашют был испытан – сначала на ходу автомобиля, а затем в воздухе. Это был парашют круглой конструкции, укладывающийся в жёсткий алюминиевый ранец. Он приводится в действие вытяжным кольцом, которое активизировало пружины на дне ранца, в результате действия которых купол выбрасывался автоматически.

В России испытания парашюта авиационному начальству были продемонстрированы в деревне Сализи под Гатчиной, где располагался лагерь воздухоплавательной школы.

Во время демонстрации испытатели сбрасывали с монгольфьера манекен с парашютом и смотрели, как поведёт себя устройство. Несмотря на то, что всё прошло хорошо, парашют был забракован, и Главное управление инженерных войск российской армии отказалось принимать его в производство.

Соображения, по которым это приключилось, были поразительными: великий князь Александр Михайлович Романов, который курировал Императорский военно-воздушный флот, выразил опасение, что, если снабдить всех пилотов таким устройством, они начнут покидать аэропланы «при малейшей опасности». Его резолюция гласила, что «парашюты в авиации – вообще вещь вредная», что дорогие аэропланы, которые Россия завозит из-за границы, гораздо дороже, чем жизни людей, которые «найдутся, не те, так другие». А аэропланы нужно беречь. И изобретение Котельникова запретили.

Лучше позже, чем никогда?

Разумеется, после подобного «одобрения» товарищами овладело желание продемонстрировать изобретение на международной выставке в Париже, куда Вильгельм Ломач отправился один.

В январе 1913 парашют был продемонстрирован французам в городе Руане – некий студент прыгнул с высокого моста и благополучно приземлился на берег реки, после чего Вильгельм Ломач продал два экземпляра парашютов ушлым французам, которые тут же получили патент на изобретение. Они назвали устройство «парашют РК-1», что означало: «Русский Котельникова № 1» или, возможно, «Ранец Котельникова-1».

Главным отличием РК-1 от иностранных аналогов было то, что Котельников разделил стропы парашюта на несколько пучков и расположил их таким образом, что парашютист мог управлять полётом, минуя препятствия.

Об изобретении в России вспомнили с опозданием, в 1914 году во время Первой мировой, когда пилоты всё же смогли убедить командиров в их необходимости и в том, что подготовленный авиатор – сам по себе ценность гораздо большая, нежели бездушное железо.

Изобретателя вызвали в Военно-инженерное управление и приказали продолжить работу – требовалось снабдить спасательными устройствами всех авиаторов.

Настоящее признание Котельников получил только после революции. В 1920-х годах он разработал ещё одну модель РК-2, затем изобрёл устройство с мягким ранцем, а позже – грузовой парашют и безвозмездно отдал изобретения правительству. Благодаря ему многие пилоты Великой Отечественной остались живы.