25/05/18

Почему «Елец – всем ворам отец»

В российской традиции уголовного мира на протяжении нескольких десятилетий существуют сложившиеся понятия «Ростов – папа» и «Одесса-мама». Данные города, действительно, в отдельные исторические периоды обладали статусом криминальных столиц страны. В то же время, в России существует еще один город, про который говорят «Елец – всем ворам отец». Причем, несмотря на то, что данная поговорка намного старше первых двух, историки до сих пор спорят о причинах ее появления.

Версия первая: оборонительная

Самое интересное, что в самом Ельце местные жители отлично знают данную поговорку и нисколько ее не стесняются. По их мнению, ее появление относится к временам Бориса Годунова, когда город находился на страже Московской Руси от регулярных набегов крымских татар. При этом, городу постоянно требовались не только новые защитники, но также опытные мастера, которые могли бы изготавливать оружие и строители для ремонта фортификационных сооружений. Но жители страны не спешили ехать в неспокойный Елец. В этой ситуации Борис Годунов издал Указ 1597 года, согласно которому предписывалось беглых крестьян оказавшихся в Ельце на их постоянное место жительства не возвращать. Правда, была одна оговорка, крестьянин должен был находиться в бегах не менее пяти лет. Не удивительно, что в Елец бросились беглые крестьяне со всей страны. Ну, а где крестьянин, где преступник, укрывающийся от суда или сбежавший с каторги разобрать практически невозможно. Вскоре город наводнился отчаянными людьми со всей страны, получив свое необычное прозвище. Однако, учитывая постоянную опасность, угрожающую городу со стороны степи, вели себя бывшие преступники весьма достойно. Наравне с остальными жителями города они активно участвовали в его обороне и восстановлении после набегов крымских татар.

Версия вторая: всему виной смута

Несмотря на то, что первая версия появления поговорки «Елец - всем ворам отец» в самом городе считается истинной и выглядит достаточно логичной, маститые историки склоняются к иной трактовке событий. Согласно их исследованиям, действительно, данная поговорка появилась в начале семнадцатого века, но уже после смерти Бориса Годунова во время Смутного времени. Как известно, Лжедмитрий II взявший Москву в осаду именовался Тушинским вором, поскольку его войска располагались на территории современного Тушино. Соответственно «воры» с окраинных городов страны, казаки, стрельцы и изменившие своей стране бояре с холопами и мужиками все они именовались «ворами». В это сложное для страны время Елец поддержал самозванца, дав его войскам пристанище и защиту за мощными стенами городских укреплений. Не однократно от имени законного царя Василия Шуйского в город приходили грамоты с требованием, перейти на сторону городской власти, но тщетно. Впоследствии правительственные войска не однократно пытались штурмовать город, но укрывшиеся в нем «воры» выдерживали осаду. Вскоре город превратился в один из основных опорных пунктов восставших «воров», обретя, по мнению историков, свое необычное прозвище.

Версия третья: государевы изменники

Согласно третьей версии, считающейся наиболее достоверной, никакого отношения к преступникам Елец никогда не имел. Дело в том, что в древности на Руси «ворами» называли вовсе не карманников – «крадунов» или бандитов - «татей», а государственных изменников, взбунтовавшихся против центральной власти. Действительно, в первое десятилетие семнадцатого века Елец неоднократно проявлял непозволительное своеволие. Первым стало крестьянское восстание, затем активная поддержка Лжедмитрия I, который хотел сделать Елец своей военной столицей, организовав от стен города поход против турок. Как указывалось выше, и Лжедмитрий II был достаточно приветливо встречен в городе. Таким образом, говоря сегодняшним языком «Елец не всем ворам отец», а «Елец всем мятежникам отец».