04/10/23

Почему европейские родственники Николая II из числа царей не спасли его во время революции

В зарубежной историографии часто утверждается, что они не имели таких возможностей. Это неправда. Возможности были, и даже предпринимались попытки. Но они по каким-то причинам не были осуществлены.

Зигзаги английского короля

Самую конкретную попытку спасти Николая II и его семью от грозившей им в революционной России участи предприняло поначалу британское правительство. Английский король Георг V и Николай II были двоюродными братьями и даже внешне были похожи друг на друга. У них был общий дед по материнской линии – датский король Христиан IX.

Прошла всего неделя после публикации манифеста об отречении Николая II от трона. 23 марта (нового стиля) 1917 года кабинет министров Великобритании во главе с премьером Дэвидом Ллойд-Джорджем отправил британскому послу в Петрограде Джорджу Бьюкенену официальное приглашение семье Николая II приехать в Великобританию. Царская семья в это время находилась уже под домашним арестом, и приглашение было передано частным порядком. Однако, чтобы им воспользоваться, следовало уговорить Временное правительство России. За это дело и взялся посол лорд Бьюкенен.

Скорее всего, предложение исходило от самого короля Георга V. Оно было секретным. Однако кто-то в канцелярии премьер-министра организовал утечку информации об этом приглашении. Она просочилась в печать. Левые круги (в Англии это была фракция лейбористов в Палате общин) устроили ажиотаж. Что их не устраивало?

Дело в том, что ещё до Февральской революции английская печать разных оттенков, в том числе и консервативная, представляла русскую императрицу Александру Фёдоровну агентом влияния Германии. Влияние это якобы распространялось через Распутина. Императрица-де готовила сепаратный мир России с Германией и подчинила этому плану действий своего мужа. То есть, царская чета была дискредитирована в глазах британского общественного мнения. И вот теперь этим «агентам Германии» предлагали убежище в Англии!

Скандал затрагивал кузена русского императора, то есть короля Георга V. Тот 10 апреля 1917 года обратился к Ллойд-Джорджу через своего личного секретаря лорда Стенфордхэма. Король попросил отозвать приглашение Николаю II и его семье. Премьер-министр с готовностью выполнил просьбу конституционного короля, ничего не смевшего сделать без одобрения парламента, так как, очевидно, сам не сочувствовал идее предоставить российскому императору убежище. Однако история попыток спасти Николая II на этом не закончилась.

Окончательный отказ Великобритании

Теперь инициатива перешла к российскому Временному правительству. Очень многие его члены отрицательно относились к идее суда над свергнутым императором, которому предлагали подвергнуть его левые круги России. Министр юстиции Александр Керенский прямо говорил в заседаниях правительства, что имеющиеся законы не позволяют усмотреть в действиях императора состава преступления. Конечно, революция могла издать такие законы, но закон обратной силы не имеет. А во Временном правительстве сидели рьяные блюстители законности.

В июле 1917 года Керенский стал председателем Временного правительства. Теперь уже он сам обратился к Бьюкенену с запросом предоставить убежище Николаю II и его семье в Великобритании. Он предлагал отправить царскую чету с детьми в Мурманск, откуда они могли быть вывезены английским пароходом. Запрос делался тайно: Временное правительство боялось взрыва возмущения революционных масс. Временное правительство сильно зависело от левых кругов, заседавших в Советах рабочих депутатов, и могло делать такие вещи только втайне от своего народа.

Бьюкенен довёл предложение Керенского до сведения своего правительства. Реакция была отрицательной. Неизвестно, дошло ли предложение Керенского до сведения Георга V. Если и дошло, британский король всё равно ничего не мог сделать без согласия своих министров, а их мнение по этому вопросу уже определённо сделалось негативным. По всей видимости, дело было отрицательно решено не позднее первой половины августа, так как уже 14 августа 1917 года Николай II с семьёй по приказу Керенского были отправлены в Тобольск. Тоже, надо отметить, тайно от народа. Керенский хотел обеспечить свергнутым Романовым убежище от эксцессов революционных масс Петрограда и окрестностей в провинциальном захолустье. Но дальнейшее зависело уже не от Керенского, которого спустя всего два месяца с небольшим свергли большевики.

Современный историк Александр Боханов пишет о позиции английской стороны в этих переговорах: «Король Георг V не сделал ровно ничего, что могло бы облегчить участь поверженных венценосцев. У него было ни малейшего желания бросать вызов публике, демонстрируя свои человеческие симпатии, если они у него и существовали».

Бездействие германского кайзера

Близким родственником российской императрицы Александры Фёдоровны (кузеном) был германский император Вильгельм II. Сами большевики, придя к власти с его помощью, долгое время полагали, что ради спасения своей кузины и её детей кайзер пойдёт на некоторые уступки Советской России при заключении мира. Вопрос о сношениях большевиков с кайзеровским правительством на предмет такого торга является одним из самых засекреченных на свете. Ни один документ по нему до сих пор не опубликован, а просачивающиеся из имеющихся источников косвенные сведения заставляют предполагать, что такие сношения имели место, и достаточно долго (несколько месяцев), но и только.

Очевидно, кайзер не пожелал поступиться тем, что он считал интересами Германии, ради спасения своих родственников (хотя и недавних врагов по Мировой войне) от явно грозившей им при большевиках участи. Так кайзер упустил последнюю возможность войти в историю как гуманист и остался в ней только как человек, развязавший мировую бойню и при этом ввергнувший свою страну в катастрофу. Ведь меньше, чем через четыре месяца после расстрела царской семьи он был свергнут Ноябрьской революцией в Германии.

Молчание датского королевского дома

Датская королевская семья была, как уже говорилось, тоже в родстве с Романовыми: датская принцесса была императрицей-матерью Марией Фёдоровной. Ей удалось укрыться в Крыму, а в разгар гражданской войны выехать на английском пароходе. Но для спасения её детей и внуков Дания не предприняла ничего. Впрочем, международный вес Дании не слишком велик, чтобы она могла добиться чего-либо. Однако она даже не попыталась.

Великодушие короля Испании

Пожалуй, самым великодушным было поведение испанского короля Альфонсо XIII. Тот, не находясь ни в каком родстве с российской императорской семьёй (испанские Бурбоны были католиками, их родственные линии не пересекались с протестантскими домами, с которыми только и роднились православные Романовы), тем не менее сразу после Февральской революции передал через своего посла в России приглашение свергнутому Николаю II, его жене и детям приехать в Испанию, где бы их приняли с почётом. Но желание Испании также мало что значило в международных делах.