02/05/21

Почему Гитлер не спас своего племянника из советского плена

Единственной «большой любовью» Адольфа Гитлера многие историки считают его племянницу Гели Раубаль, которая покончила с собой в 1931 году. Куда меньше известна судьба её брата Лео. Во время Великой Отечественной войны племянник фюрера попал в плен под Сталинградом и «задержался» в России на 12 лет.

Любимый племянник

Лео Рудольф Раубаль, сын Ангелы Раубаль, единокровной сестры Гитлера, виделся с дядей ещё в юности и даже посещал его в крепости Ландсберг после провала Пивного путча. На момент прихода Гитлера к власти Лео Раубалю было 27 лет. Фюрер регулярно дарил ему подарки и присылал открытки по праздникам. Однако племянник держался в тени, о его родстве с немецким лидером знали практически только жители города Линца, где он проживал.

Хотя Лео был членом нацистской партии с 1932 года, его партийная деятельность сводилась к распространению листовок. До войны Лео Раубаль работал школьным учителем и менеджером. В 1939 году он поступил на службу в инженерные войска Люфтваффе. С Гитлером лейтенант Раубаль в последний раз встречался, приехав в отпуск в мае 1942 года.

В конце 1942 года в рядах 6-й армии племянник фюрера оказался в «котле» под Сталинградом. На тот момент он служил начальником колонны боеприпасов зенитного дивизиона 93-й дивизии. Из сослуживцев о его родстве с Гитлером знали только близкие друзья.

Есть версия, что фельдмаршал Паулюс предлагал Гитлеру спасти племянника, но тот якобы отказался прислать за ним самолёт. Так это или нет, но 31 января 1942 года Лео Раубаль сдался в плен Красной Армии вместе с остатками своей дивизии.

В советском плену

Родственник немецкого главнокомандующего оказался в лагере для военнопленных №108/10. Поначалу советское командование не знало, что среди пленных есть племянник Гитлера. Но в феврале 1943 года он сам сообщил об этом.

«Я считал, что рано или поздно русским властям всё равно стало бы известно о моём родстве с Гитлером и я боялся, что в этом случае вы применили бы ко мне драконовские меры, считая, что я старался скрыть родственные связи с Гитлером по определённым причинам»,– объяснил Раубаль (протокол допроса цитируется по журналу «Родина»).

Гитлеровского племянника немедленно перевезли в Москву, где поместили во внутреннюю тюрьму НКВД. В марте 1943 года его дважды допросил разведчик Александр Коротков, сотрудник центрального аппарата 1-го Управления НКВД, который раньше работал в Берлине. Полученную информацию он немедленно передавал наркому Меркулову.

Лео Раубаль достаточно откровенно рассказал об отношениях Гитлера с членами его семьи, о родителях фюрера, его детстве и юности. Он поделился наблюдениями за бытовыми привычками Гитлера, упомянув в частности, что тот любил по ночам читать книги по истории и описания путешествий. Из окружения фюрера его племянник больше всего критиковал личного фотографа Генриха Гофмана, «интригана и честолюбца». Именно Гофману Раубаль приписывал ведущую роль в знакомстве Гитлера с Евой Браун. Связей с другими женщинами у фюрера, по свидетельству родственника, не было.

«Только Лени Рифеншталь пользовалась особым почтением, также и как женщина, и одно время она бывала частой гостьей в государственной канцелярии, но, по-моему, отсюда совершенно нельзя выводить заключение, что она состояла в личной связи с Гитлером», – отмечал «высокородный» пленник.

Что касается военных и политических секретов, то в них, как утверждал Лео Раубаль, его никто не посвящал. Однако материалы его допроса всё-таки содержали ценную информацию.

«Впоследствии, в конце войны и первые месяцы после её окончания, эти сведения пригодились, когда некоторые лица, упомянутые в справке Раубаля, оказались в советском плену», – отмечал биограф Александра Короткова Теодор Гладков.

Попытка освобождения

Гитлер весьма переживал за судьбу племянника. Он предложил русским обменять его на сына Сталина Якова Джугашвили, который находился в плену у немцев с 1941 года. Как известно, Сталину приписывают фразу «Я простого солдата на маршала не меняю». Однако в данном случае размен был вполне «эквивалентным». Тем не менее, Сталин от него отказался – по-видимому, его отношения со старшим сыном были далеко не такими тёплыми, как у Гитлера с племянником.

Лео Раубаль оставался под наблюдением советских спецслужб до конца войны, после чего его поместили в лагерь для военнопленных. Какое-то время он находился в «оздоровительном» лагере №185 в деревне Михайлово Юрьевецкого района Ивановской области. В декабре 1949 года военный трибунал в СССР признал племянника Гитлера военным преступником. Ему вменили в вину участие в «зверствах» 6-й армии на Украине и в Белоруссии, а также в Смоленской, Орловской и Сталинградской областях РСФСР. В приговоре упоминалось, что, будучи племянником «главного военного преступника» Гитлера, Раубаль «поддерживал его преступную агрессивную политику, принимая непосредственное участие в заседаниях Рейхстага». Родственник фюрера был осуждён на 25 лет ГУЛАГа. О его досрочном освобождении хлопотала жена, оставшаяся в Германии с двумя детьми, но безуспешно.

Отбыть наказание до конца Лео Раубалю не довелось благодаря резкому повороту внешней политики СССР. Подобно другим военным преступникам, его освободили в 1955 году после визита в Москву канцлера ФРГ Конрада Аденауэра. Вернувшись в Австрию, Лео Раубаль прожил ещё 22 года. Под конец жизни он пытался получить выгоду из своего родства с Гитлером, затеяв суд за авторские отчисления от продаж книги «Майн Кампф».