Почему кавалеристы РККА в Великую Отечественную воевали с шашками «За веру, царя и Отечество»

В истории Великой Отечественной войны есть яркие эпизоды, демонстрирующие, как в моменты смертельной угрозы государственная идеология уступала место суровой прагматике. Один из таких символичных случаев — использование кавалерией Красной Армии царских шашек с девизом, который два десятилетия был олицетворением «старого мира».

Идеологическая «диверсия»

Осенью 1941 года, в самые критические месяцы войны, на вооружение одной из кавалерийских дивизий поступила партия шашек. При ближайшем рассмотрении на клинках обнаружилась гравировка: «За веру, царя и Отечество» — боевой лозунг русской императорской армии. Именно под этим девизом когда-то на полях Первой мировой сражались и будущие большевики, и их будущие же идеологические враги — белые, сохранившие этот лозунг и в ходе Гражданской войны.

Неудивительно, что для партийных органов случай был вопиющим. С мест последовала гневная телеграмма на имя Сталина с жалобой на «крамольное» оружие. Инцидент должен был стать поводом для серьезных оргвыводов. Ожидалось, что головы полетят, причем незамедлительно.

Реакция Сталина

Как вспоминал маршал артиллерии Николай Яковлев, который в ту пору курировал артиллерийское управление, Сталин отреагировал неожиданно спокойно. Выслушав доклад, он задал лишь один вопрос: «А скажите, товарищ Яковлев, можно ли этими шашками рубить врага?». Получив утвердительный ответ, Верховный Главнокомандующий усмехнулся, порвал телеграмму обкома и резюмировал: «Ну и пусть рубят "за веру, царя и отечество", не жалко».

Не шашками едиными

Надо сказать, что эпизод с шашками был лишь вершиной айсберга. К началу войны Красная Армия еще в значительной степени полагалась на техническое и материальное наследство Российской империи. Ведь закончить перевооружение и переформирование РККА  к моменту нападения Германии так и не удалось. 

Поэтому, например, легендарная «трехлинейка» — винтовка Мосина образца 1891/1930 гг., — оставалась основным оружием пехотинца до самого конца войны. Также использовалась и знаменитая 76-мм дивизионная пушка образца 1902 года, известная как «трехдюймовка». Впоследствии именно она стала основой для целого семейства советских орудий. Пулемет системы Максима образца 1910 года, зарекомендовавший себя еще в Первой мировой, широко применялся и в Великую Отечественную.

Все это отчасти объяснялось и тем, что на складах все еще находились запасы снарядов и патронов, произведенных в годы Первой мировой, которые шли в дело в 1941-1942 годах. Вообще в условиях катастрофических потерь первого периода войны в ход шло все. Под Ленинградом, например, ополченцев вооружали даже музейными экземплярами и холодным оружием разных эпох.

Трансформация смысла

Кстати, возвращаясь к шашкам и имперскому лозунгу. Многие историки сходятся во мнении, что ключевой советский лозунг военных лет «За Родину! За Сталина!» является прямой смысловой и ритмической калькой с царского «За веру, царя и Отечество!». Просто советская пропаганда, надо отдать ей должное, смогла его удачно переосмыслить. «Вера» была заменена на персонифицированный символ — «Сталина», что создавало более личную и эмоциональную связь. «Царь», как абстрактный институт, уступил место конкретному «вождю», а «Отечество» превратилось в более современное и идеологически выверенное понятие «Родина».