12/08/21

Почему Ленина подозревали в работе на царскую охранку

Ещё в 1920-е годы аналогичный слух был пущен про Сталина. Он не имеет документальных подтверждений, но время от времени до сих пор воспроизводится как якобы «достоверный факт».
Про Ленина казалось абсурдным такое говорить. Однако некоторые радикальные революционеры оказывались, на поверку, полицейскими провокаторами. Ещё до революции, в 1909 году, русское общество было потрясено разоблачением руководителя террористической организации партии эсеров, Евгения Азефа, который оказался агентом Охранного отделения.
А ведь Ленин даже не устраивал террористических актов. Он вёл только идеологическую и организационную работу. Посмотрим, как он её вёл.

Льготная ссылка и позволение эмигрировать

В 1900 году, по отбытии трёхлетней ссылки в Сибири, Ленину было позволено выехать за границу по собственному паспорту. Ещё в 1897 году Ленин (точнее, Владимир Ульянов; псевдонимом, приобретшим всемирную известность, он стал подписываться только в 1901 году) добился для себя весьма льготных условий ссылки. В отличие от большинства его арестованных товарищей, он отправился на юг Енисейской губернии, в местность с неплохим климатом. Обычно считают, что за него изрядно похлопотала его мать, имевшая обширные связи в Петербурге. Возможно, тут было что-то ещё.
По возвращении из ссылки Ленину было запрещено проживать в обеих столицах и в университетских городах. Он неоднократно нарушает этот запрет. В конце концов, в мае 1900 года его арестовывают в Петербурге. При нём находят крупную сумму денег – 1400 рублей, годовое жалованье чиновника средней руки. Это было пожертвование сочувствующих богачей на революционную социал-демократическую партию. Ленин не колеблясь называет это гонораром за публикации. Полиция, сначала отобрав у Ленина паспорт и деньги, через несколько дней возвращает то и другое! А в июле Ленин беспрепятственно отбывает в эмиграцию.

Инициирование раскола партии

За границей Ленин начал деятельность по сколачиванию российской социал-демократической «рабочей» партии. О создании этой партии было объявлено ещё в 1898 году, но весь состав организаторов был тогда же арестован. Очевидно, что в эмиграции РСДРП была бы создана и без Ленина. Но взяв инициативу этого дела в свои руки, Ленин придал партийному строительству определённые черты.
В 1903 году пять десятков социал-демократов (в основном эмигрантов) собрались на 2-й съезд партии сначала в Брюсселе, затем в Лондоне, где объявили о воссоздании РСДРП. Уже на съезде произошёл раскол партии на большевиков и меньшевиков. «Единственно, кто мог поздравить себя с результатами работы 2-го съезда, – пишет английский историк Адам Улам, не вкладывая в свои слова, впрочем, никакого скрытого смысла, – так это царская полиция, агенты которой подробно информировали начальство обо всём происходящем на съезде. Надо же, позволить большинству делегатов выехать за границу для участия в работе съезда и в результате получить партию, расколовшуюся на две части. Редкая удача!»

Поддержка Гапона

Раскол по сути парализовал действия социал-демократической партии до начала революции 1905 года. Революция застала врасплох самих революционеров. Ленин не спешил организовывать работу местных комитетов. Он с большим запозданием откликнулся на события, предпочитая заниматься сколачиванием вокруг себя группы приверженцев, «укреплением партийных рядов». Тем временем, наибольшую популярность в рабочей среде получили эсеры, а также такие деятели, как поп Георгий Гапон.
К слову, Ильич поддержал Гапона, когда тот, сбежав после событий «Кровавого воскресенья» 9 января 1905 года за границу, начал искать контакта с революционными партиями. На конференции большевиков в апреле 1905 года Ленин назвал Гапона «товарищем». Услышав ироничные выкрики: «Когда это он успел вступить в партию?», Ленин заверил, что Гапон произвёл на него впечатление человека, «полностью посвятившего себя революции». Как известно, Гапон был двойным агентом и работал на царскую охранку.

Поддержка других провокаторов

И в дальнейшем Ленин отметился защитой и поддержкой таких людей, которые оказывались полицейскими шпиками в социал-демократической партии. Так, в 1908-1916 гг. большим его доверием пользовался член Заграничного бюро ЦК РСДРП Яков Житомирский. После Февральской революции он был разоблачён как провокатор на основании открытых документов Департамента полиции.
Другим протеже Ленина был Роман Малиновский, избранный с его помощью в ЦК самостоятельной партии большевиков на её учредительной конференции в 1912 году. Малиновский стал главой думской фракции социал-демократов и произносил зажигательные провокационные речи. С его помощью в 1913 году полиция разоблачила Русское бюро ЦК РСДРП, арестовав Свердлова, Сталина и других деятелей партии. В 1914 году Малиновский сложил депутатский мандат, с началом войны пошёл в армию и попал в плен. Несмотря на свою антивоенную позицию, Ленин поддерживал с ним переписку, а потом инсценировал слух о смерти Малиновского.

Дезорганизация и деморализация партии

Как выясняется по документам, полиция была всегда хорошо осведомлена о местах пребывания Ленина, несмотря на то, что он постоянно менял адреса, пароли и явки. В 1905-1907 гг., когда он жил в России и в Финляндии и был в пределах досягаемости для царской полиции, он ни разу не был схвачен. «Его способность избегать ареста так и осталась загадкой природы», – отмечает Улам. Может сложиться впечатление, что его конспирация была только отводом глаз для соратников, чтобы избавиться от их возможных подозрений.
Методы Ленина дискредитировали партию. Поздно примкнув к революции 1905 года, Ленин тут же заявил себя сторонником самых экстремистских методов, подставлявших партийные кадры под удары царских властей. Внося своей непримиримостью дух вражды в социал-демократическую партию, Ленин, по сути, парализовал её действия, внося в неё один раскол за другим. Перед Февральской революцией главные лидеры большевиков сидели в тюрьмах и ссылках, а Ленин за границей настраивал соратников на то, что свержения самодержавия они в своей жизни не увидят. Падение монархии произошло без участия партии Ленина.
Конечно, как и все подобные деятели, Ленин не мог не быть двойным агентом. После отречения Николая II он стал преследовать уже только свои интересы. Захват безраздельной власти был, пожалуй, самым надёжным способом избежать в будущем разоблачения.
Изложенное следует рассматривать не как версию, а как пример того, к каким выводам можно прийти, если пытаться найти причину событий по принципу «кому выгодно». Очевидно, что деятельность Ленина в российской социал-демократии до Февральской революции, принося пользу самому Ленину, одновременно приносила пользу и самодержавию. Социал-демократия перед Февралём 1917 года была слаба и раздроблена. Правда, это не спасло монархию от крушения, устроенного другими людьми.