Обычай хлопать после мягкой посадки самолета пришел с Запада. По некоторым версиям родоначальниками были темпераментные итальянцы, выражающие, таким образом, восторг от встречи с землей. В СССР отсутствовала такая традиция. Жители СНГ переняли ее у иностранцев после падения «железного занавеса», когда стали массово летать за рубеж. С этим связаны легенды, что овации на борту ввели в обиход русские.
Причины эмоциональной реакции
По мнению психологов Университета Ланкастера, исследовавших этот феномен, есть несколько версий происходящего. Наиболее вероятным является предположение, что в небе пассажир переживает приступ аэрофобии, о наличии которой может узнать только на борту. В момент, когда шасси касаются взлетной полосы, наступает облегчение, несмотря на то, что посадка не завершена, и аплодисменты звучат преждевременно. В этом пришлось убедиться не одному пассажиру. В стране и за рубежом периодически происходят случаи технических неполадок, случающихся после момента приземления.
Некоторые специалисты считают, что причина оваций кроется в солидарности пассажиров, летящих одним рейсом. После того, как один из них начинает аплодировать, остальные подхватывают, чтобы поддержать соседа.
Не стоит исключать и тот факт, что люди, редко совершающие перелеты, банально считают, что так поступать принято, поэтому стараются не выделяться из толпы.
Мнение пилотов
Всем пассажирам, старающимся овациями выразить признательность за совершенный перелет, стоит знать, что реакция пилотов не всегда соответствует ожиданиям.
Несмотря на то, что управление крылатой машиной – их работа, летчики понимают степень опасности, несут ответственность за жизнь людей. Как и многие представители опасных профессий, летчики бывают суеверными, придерживаются своих, установленных ритуалов. Существует понятие "gate to gate", и вздох облегчения после завершенного рейса, раздается после уверенности в безопасности пассажиров.
Преждевременная радость может оказаться напрасной, поэтому даже лояльно настроенный экипаж рекомендует выражать бурный восторг после полной остановки, в момент, когда о завершении полета объявляет командир.
Любителей аплодисментов может заинтересовать и тот факт, что летчики их не слышат, поскольку находятся за бронированной дверью, управляют самолетом, находясь в наушниках. О радости в салоне им могут рассказать только бортпроводницы. Именно они и остальные пассажиры слышат звук оваций.
Даже если бы пилоты слышали хлопки, вряд ли в ответственный момент стоит отвлекать специалистов от процесса наблюдения за приборами. В это время учащается пульс, повышается давление, пилоты находятся в пиковой стадии сосредоточенности.
Менее лояльные летчики не любят овации, исходя из того факта, что пассажиры не могут адекватно оценить их уровень мастерства, опасность, возникающую при внештатных ситуациях. Их не интересует или раздражает мнение дилетантов. Профессионалов оскорбляет факт недоверия людей, считающих, что удачная посадка – дело везения.
По данным опросов авиакомпаний Turkish Airlines, Pan Am, проведенных среди летчиков чартерных, внутренних авиалиний, чаще хлопают пассажиры, летящие на отдых. Деловые перелеты, совершаемые бизнесменами, проходят менее эмоционально.
Но, общее мнение, высказанное всеми летчиками, единогласно. Профессионалы рекомендуют вместо аплодисментов придерживаться правил, пристегиваться во время посадки, а благодарность выражать в книге отзывов или на сайте авиакомпании.