В исламском праве есть такое понятие как «хамр», означающее алкоголь и любые другие одурманивающие (наркотические) напитки. Сегодня запрет хамра весьма недвусмысленно прописан в Коране. Но, интересно, что так было не всегда.
Служение Аллаху
Запрета на употребление алкоголя нет, например, в иудаизме или христианстве. За небольшим исключением для некоторых категорий. Например, назореи и набатеи отказывались от спиртного. Аналогичный обет брали на себя и многие христианские монахи-отшельники. Но в данном случае это было проявлением аскетизма. В то время как в исламе отказ от алкоголя — это одно из важнейших условий служения Богу.
Сухой закон
На самом деле, и основатель исламской религии Мухаммед, и его окружение употребляли вино в больших количествах и ничуть этим не гнушались. Сохранилось немало тому свидетельств, а в суре ан-Нахль вино даже упоминается, как божественное благо для человечества. Впрочем, постепенно в исламе вводился «сухой закон» — алкоголь признавался нежелательным. Причем, отмечалось, что вино есть как вред, так и благо, но вред от него — более значительный.
Пять причин запрета алкоголя
Со временем в Коране были четко сформированы пять основных причин, почему истинный мусульманин не должен употреблять спиртного:
- Молитва в пьяном виде — ведь в исламе намаз должен совершаться пять раз в день.
- Боязнь привыкания — попробовав алкоголь единожды, мусульманин может захотеть еще.
- Заблуждение — затуманенный разум может помешать мусульманину отличить праведное от греховного.
- Отход от веры — одурманенный алкоголем мусульманин может забыть о служении Аллаху и его заповедях.
- Плохой пример детям — старший должен быть образцом для младших во всем.
Таким образом, со временем запрет на хамр стал всеобъемлющим и остается таковым и сейчас. Хотя в ряде мусульманских стран нет запрета на продажу алкоголя.
Когда Аллах не видит
Впрочем, строгость ислама всегда компенсировалась многочисленными лазейками в «законе божьем». Так, например, считается, если выпивать в доме (под крышей) и с зашторенными окнами, Аллах не увидит. Главное при этом — не пропустить молитвы, быть при этом трезвым и не грешить в состоянии опьянения.
Ну а большой ценитель вина Омар Хайям и вовсе считал, что если выпивать в умеренном количестве и в достойной компании, то это и не порок вовсе, а — признак мудрости.