07/09/19

Почему первым Героем России стал уроженец Чечено-Ингушетии

Звание Героя Советского Союза в последний раз было присвоено в 1991 году. На следующий год ему на смену пришла аналогичная высшая государственная награда независимой России. Первым Героем Российской Федерации стал лётчик Суламбек Осканов, причём почётное звание он получил посмертно.

Подвиг

В вооружённые силы России Суламбек Осканов перешёл, имея за плечами 30-летний опыт службы в СССР. Сын крестьянина из ингушского села Плиево окончил ремесленное училище в Грозном, попутно обучаясь в местном аэроклубе. В 1966 году он получил диплом Качинского высшего военного авиационного училища. По отзывам сослуживцев, за всю карьеру Осканов не совершил практически ни одной ошибки при пилотировании. В 1987 году Осканов, к тому времени уже заслуженный лётчик, возглавил Центр боевой подготовки и переучивания лётного состава военно-воздушных сил в Липецке. При этом он не оставлял собственной лётной практики, его «небесный стаж» составлял 3371 час. Подчинённые отмечали доброжелательность и вежливость командира, они называли его «по-русски»– «Сергеем Сергеевичем».

7 февраля 1992 года Суламбек Сусаркулович сел за штурвал истребителя МиГ-29, чтобы отработать учебный бой в облаках. Пока лётчик производил наведение на цель, у него под ногами сломалась одна из педалей – у данной детали разрушилась качалка. Самолёт сначала начал скользить, а затем закрутился в воздухе. Выйдя из зоны облачности и увидев под собой огни, Осканов приложил всё своё мастерство, чтобы крылатая машина не упала на расположенный внизу посёлок Хворостянка или на деревню Козельки (Липецкая область). Под углом 65 градусов истребитель врезался в землю на скорости 900 километров в час.

«Записи приборов показали, что боевая машина кувыркалась с крыла на крыло, и все попытки даже такого аса как Суламбек Осканов спасти положение были безрезультатны. Приборы подтвердили: в эти трагические мгновения пилот был еще жив и до последнего вздоха боролся за машину, заодно уводя её подальше от населенного пункта» — писал ингушский историк Висин-Гирей Танкиев, автор книги «Миг генерала Осканова». Данные факты почерпнуты из материалов государственной спецкомиссии, расследовавшей происшествие.

Версии

Сразу после смерти Суламбека Осканова в Ингушетии распространились слухи о том, что трагедия могла быть «кем-то специально подстроена» (формулировка Висин-Гирея Танкиева). Исследователи обращали внимание, например, на тот факт, что незадолго до гибели 49-летний военный авиатор встречался с чеченским президентом-сепаратистом Джохаром Дудаевым (который впоследствии приехал на похороны Осканова). Кроме того, казалось странным, что лётчик не катапультировался, хотя имел такую возможность. Однако эксперты пришли к выводу, что пилот самолёта пожертвовал жизнью сознательно, до последнего отводя машину в чистое поле.

«Мы с командующим ВВС на месте происшествия пытались понять, почему же Осканов не катапультировался, — рассказывал вице-президент России Александр Руцкой. – И самая существенная деталь, пожалуй, вот какая: его истребитель упал в 70-ти метрах от жилого дома».

Награда

Подвиг Осканова был оценён Россией по достоинству. 11 апреля, через 2 месяца после происшествия, президент Борис Ельцин подписал указ No384 о присвоении Суламбеку Осканову звания Героя Российской Федерации. По всем правилам родственники погибшего должны были получить от главы государства звезду под No1. Однако кто-то в Кремле, очевидно, решил, что если первым Героем станет мёртвый, то это будет неоднозначно воспринято. Поэтому в итоге первую награду отдали живому человеку – космонавту Сергею Крикалёву (указ о награждении которого имеет No387, т.е. вышел позже). Суламбек Осканов же посмертно получил Звезду Героя No2.

В настоящее время имя Суламбека Осканова присвоено аэропорту ингушской столицы Магаса, а также нескольким улицам в городах и посёлках республики. В родном селе Осканова существует посвящённый ему школьный музей. В Липецкой области на месте гибели лётчика установлен памятник. А в 2018 году одна из российских авиакомпаний присвоила имя Суламбека Осканова пассажирскому самолёту «Боинг 767».