26/11/24
Портрет атамана Матвея Платова/ худ. Александр Орловский 1812 г.

Почему после визита атамана Платова в Британию англичане стали называть себя казаками

Атаман Матвей Платов прожил интересную жизнь. Он стал графом и профессором Оксфорда, к нему с большим почтением относились не только казаки, но и англичане. Дошло даже до того, что жители Туманного Альбиона начали тоже считать себя казаками.

Индийский поход

В начале XIX века Матвей Иванович Платов был самым известным казаком в Российской империи. Павел I это знал, а поэтому решил использовать Платова в своих интересах. Так Матвей Иванович возглавил лучшие казачьи войска для похода в Индию, которая на тот момент являлась британской колонией.

Но проделать трудный и опасный путь через всю Азию Платову и его подчинённым не удалось. В Оренбурге казак узнал, что Павел I скончался, а престол занял Александр I.

Император рассматривал поход в Индию как фантастический план своего предшественника, потому и предпочёл избрать Платова атаманом Войска Донского.
Матвей Иванович решил начать с основания нового города – донской столицы. Идею поддержал Александр I, и уже в 1805 году состоялась закладка Новочеркасска.

Британское турне

Проявить не только организаторские способности атаману дала Отечественная война 1812 года. Платов отметился удачными военными операциями, которые повернули войска Наполеона на Запад. За успех на фронте Матвея Ивановича 29 октября 1812 года возвели в графское достоинство.

Кстати, с французским полководцем Платову доводилось встречаться лично. В 1807 году во время заключения Тильзитского мира в свиту российского императора как раз был включён Матвей Иванович. Во время одной из встреч Наполеон решил отметить русских генералов орденом Почётного легиона. В это число вошёл и Платов.

После взятия Парижа британцы пригласили к себе Александра I, которого вновь сопровождал Матвей Платов. В Великобритании уже были наслышаны о венных подвигах атамана, а поэтому встречали его громкими криками «Ура!».

Платову присвоили звание почётного доктора права в Оксфордском Университете, а Вальтер Скотт лично убедился – атаман отличался энциклопедическими знаниями истории и других наук. Позже британское правительство дало новейшему кораблю имя «Граф Платов».

В английском обществе после визита Матвея Ивановича проснулся интерес к казачьей культуре. Увлечение было настолько сильным, что многие британцы начали считать себя казаками. Даже знаменитый лорд Байрон как-то заявил: «А я казак!».

Виноделие по-казачьи

Популярность Платова в Европе позволила развивать на Дону виноделие. В 1815 году казачий генерал из очередной «заграничной командировки» во французскую провинцию Шампань привёз в Российскую империю лучшие сорта винограда. Спустя уже два года вино из него делали казаки под чутким руководством немецких виноградарей, которые на Дону оказались по приглашению Платова.