15/09/21

Почему правнук канцлера Бисмарка в советском плену стал антифашистом

В августе 1942 года в руки советской армии попал немецкий летчик. В ходе беседы с ним выяснилось, что девичья фамилия его матери – Бисмарк. Кем был этот 20-летний юноша и как сложилась его судьба в русском плену?

По прозвищу «Граф»

Потомственный дворянин, правнук железного канцлера Отто фон Бисмарка уже в 18 лет поступил на военную службу. Некоторые источники, в том числе писатель Олег Каминский в книге «Голубая кровь люфтваффе», пишут о поступлении молодого Генриха фон Эйнзиделя в самые элитные военно-воздушные войска Германии, где сослуживцы якобы прозвали его Графом за аристократические манеры. Однако ни документального подтверждения его службе там, ни какого-либо упоминания в собственных воспоминаниях Генриха о люфтваффе нет.

Зато мемуары молодого человека «Дневник пленного немецкого летчика» пестрят описаниями собственных подвигов, в которых он якобы десятками сбивал вражеские самолеты. И лишь во время последнего вылета на «Мессершмитте» обстоятельства сложились таким роковым образом, что его сбили войска Красной Армии.

В стане врага

Из дневника Генриха фон Эйнзиделя следует, что пленившие его советские солдаты допытывались у него о причинах нападения Германии. Солдаты не понимали, что такого советские люди сделали немцам, что те начали уничтожать «все вокруг». Пытаясь добиться расположения своих конвоиров, Эйнзидель пытался свалить всю вину на Англию и Америку, чьи компрометирующие действия и подтолкнули Германию к войне.

В ходе последующих допросов немецкому аристократу неоднократно задавали вопросы относительно его мнения о справедливости развязанной войны, конкретно о его причинах воевать против Советского Союза. Эйнзидель пишет, что он сам для себя не смог найти весомого ответа на эти вопросы, кроме как юношеской жажды приключений и подвигов. Позднее ему разрешили отправить домой письмо, в котором пленник сообщал о своем здоровье, условиях содержания, а также прогнозировал поражение Гитлера в войне против русских.

Когда Генриха фон Эйнзиделя перевели в лагерь для военнопленных, он узнал, что его письмо позволило причислить его к так называемым «антифашистам». Ключевые принципы этого движения, согласно книге В.А. Всеволодова «Ступайте с миром», сформулировал капитан вермахта доктор Эрнст Хадерман, призывавший к свержению нацистского режима, свободе немцев и заключению достойного мира. Даже при всем своем патриотизме Эйнзидель не был самоубийцей, а потому решил также вступить в ряды этого движения.

Антифашист

Молодой человек не видел предательства родины в том, что начал работать на стороне Советского Союза. Он хотел объяснить своим соотечественникам всю отрицательную сторону нацизма и организовать пропаганду за Германию, но против Гитлера.

Неожиданную поддержку он обрел в лице Фридриха Паулюса, также находившегося в советском плену, — пишут Бланк А.С. и Хавкин Б.Л. в работе «Вторая жизнь фельдмаршала Паулюса». Тот до последнего считал себя национал-социалистом, пока не узнал о покушении на Гитлера и последовавшей казни заговорщиков. Паулюс не только вступил в антифашистскую организацию «Союз немецких офицеров», но и стал одним из самых активных ее членов. Через некоторое время был создан еще один комитет, названный «Свободная Германия», который Паулюс  возглавил сам, а Эйнзиделя назначил своим заместителем. Они печатали листовки для соотечественников, продолжавших воевать, о необходимости сдать оружие и закончить кровопролитие.

Генрих неоднократно ездил на передовую, где при помощи громкоговорителя обращался к военным с аналогичными призывами. Он не скрывал, что является правнуком самого Бисмарка и патриотом своей страны, но при этом видит неизбежное поражение политики Гитлера.

Освободившись в 1947 году, Эйнзидель некоторое время работал журналистом в немецкой газете Советской военной администрации. Однако он начал испытывать недоверие и разочарование в советском режиме, после чего был командирован от НКВД в Западный Берлин для сбора разведывательных данных. Там его арестовали американские войска за шпионаж и подделку документов.

После широкой огласки данного инцидента, последовавшего за ним суда и освобождения из-под стражи сотрудничество с Генрихом фон Эйнзиделем стало неудобным для советского правительства. Он вернулся к себе на родину, где дожил до 86 лет, пробуя себя в литературном творчестве и кинематографе.