14/08/19

Почему православная церковь запрещает носить татуировки

Татуировки многими сегодня рассматриваются как обычное украшение на теле. Люди не видят ничего плохого в том, чтобы совмещать это с православной верой, с посещениями церкви. А правильно ли это?

Как появились татуировки?

Люди стали наносить изображения на свои тела еще в глубокой древности. Самые древние образцы татуировок были обнаружены на египетских мумиях, возраст которых составляет около 4 тысяч лет. Нанесение татуировок практиковали и древние греки, галлы, германцы и, конечно, наши предки славяне, не говоря уж об африканских и индейских племенах.
Одни изображения указывали на принадлежность к тому или иному роду, клану, социальный статус. Другие наносились в ритуальных целях, например, представляли собой защитные знаки и символы. Нередко это были изображения культовых животных-тотемов
Между тем Ветхий Завет однозначно ассоциирует татуировки с языческим наследием: «Не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен» (Левит 19:28); «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими» (Второзаконие 14:1). О греховности нанесения татуировок говорится и в Новом Завете. В частности, в «Откровении Иоанна Богослова» сказано: «Не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Библия, Откровение 14:11).
Христианское вероучение утверждает, что человек создан «по образу и подобию Божию», а значит, нанесение на тело каких-либо знаков оскверняет образ Божий.

От клейма до свастики

С приходом христианства в Европу мода на татуировки стала угасать. Правда, возникла традиция клеймить преступников. Так, тем, кого уличали в шулерстве, ставили клеймо в виде шестигранника, осужденным к труду на галерах вытатуировывали надпись «GAL». Порочным женщинам накалывали на плечо лилию, как это произошло с миледи из знаменитого романа Александра Дюма «Три мушкетера». Клеймение преступников долго использовалось и на Руси. Во многих странах клеймили рабов. Традицию эту продолжили нацисты, делавшие татуировки с порядковым номером узникам концлагерей.
В советскую эпоху татуировки носили в основном бывшие заключенные и те, кто служил в армии. Но после перестройки они стали неотъемлемым элементом молодежной субкультуры. Сегодня одни накалывают себе понравившиеся изображения, не задумываясь об их смысле, другие, напротив, ищут нечто символическое – от нацистской свастики до магического заклинания, состоящего из японских иероглифов или скандинавских рун.

Что говорит церковь?

Протоиерей Дмитрий Шушпанов комментирует: «Тот, кто наносит такие символы на свое тело, “посвящает” его темным стихиям древности, соотносит себя с далеко не безобидными кровавыми ритуалами, которыми сопровождалось отправление языческих культов».
А вот мнение священника Иоанна Валентина Истрати: «В
эре благодати тело является храмом Духа Святого, в нем пребывает Христос в силу Евхаристии. Если мы посмотрим на мотивы, по которым люди наносят себе татуировки, то увидим, что по большей части им хочется просто отличиться от других. Но нонконформизм, следование модным трендам, желание шокировать – все это чуждо закону любви Христа, Распятого и Воскресшего из мертвых».
Так что позиция церкви по поводу татуировок вполне ясна: это недопустимо для православного христианина. Конечно, никто не выгонит из храма человека в наколках, но делать ли татуировку – это вопрос вашего личного отношения к вере и духовности.