Поминки по усопшему в русской православной традиции проводят в день похорон, а также на девятый (девятины) и сороковой (сороковины) дни после смерти. Почему?
Девятины
Поминовение умершего в этот день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного, ходатайствуют о помиловании преставившегося.
Согласно православному святоотеческому преданию, после третьего дня душа покойного в сопровождении ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту, вплоть до девятого дня ей показывают загробный мир. В таком состоянии она пребывает шесть дней. Затем, на девятый день, Господь повелевает ангелам представить душу к Нему на поклонение и душа с трепетом и страхом снова предстает перед Ним. Поминовение и молитвы в этот день помогают ей пройти это испытание достойно, все просьбы к Господу — о водворении души усопшего вместе со святыми.
В этот день служится панихида. На поминки в этот день принято приглашать только близких друзей и родственников почившего. С 9 по 40 день душа отправляется в ад, где она наблюдает муки грешников.
Сороковины
В 40-й день душа новопреставленного после пребывания в аду в третий раз поставляется ангелами пред Богом, Который отводит ей место до Страшного Суда и окончательного определения вечной загробной участи. Одна из трёх дат в православной традиции, отмеченных для особого поминовения новопреставленного: третий день, девятый день, сороковой день. Две даты — третий день и сороковой день — совпадают с вехами в земной жизни Иисуса Христа: в третий день по своей телесной смерти Он воскрес, в сороковой день по своём воскресении вознёсся к Богу.
Всё гораздо проще и прозаичнее. Почитайте про похоронные ритуалы языческой Руси, вам всё станет ясно. А эта статья больше похожа на сказку, да собственно, как вся христианская религия.
А если подробнее, то выглядело это так: на третий день труп попахивать начитает, хоронить пора, совершался обряд — Тризна (сам наслышан от своей пробабки); неделя была девять дней а не семь; месяц был сорок дней. Круглые даты как-никак.
«На сегодняшний день, и не без прямого вмешательства Церкви смерть превратилась в нечто страшное, ужасное, и обязательно с плачем, криками «Ну на кого ж, ты нас покинул?!» и так далее. Нам Внушили страх смерти, и описали столько ужасов, что мы боимся этого дня аж до дрожи во всем теле.
В древности, ради умершего затевали праздник. Все вокруг и особенно семья радовались, что он ушел вверх, по пути своего развития, и причислился к Богам — Покровителям рода. Он стал его покровителем. И никогда на похоронах не было слез печали или утраты, ибо каждый желал ближнему только добра и блага, а высшее благо — это развитие, новая ступень в познании.
Вернемся же к нашему повествованию.В Славянской традиции похорон существовало Кродирование. Ритуал Кродирования — это процедура при которой на окраине леса из бревен и сухой соломы собиралась «Крода» (постамент из бревен высотой от 2х до 5ти метров). На Кроду возлагали Тело Умершего, и поджигали. В момент Горения вокруг водили Хороводы, призывали в Богам и предкам, с просьбами принять Душу в мир Правный, в Мир Богов И Первопредков. Взывали к Богине Смерти Маре и Богине Карне, которые провожали умершего в последний путь.А для памяти ставили на капище семейном, или в Изгородь у дома Столб Изваяние с ликом Умершего, ибо теперь он как хранитель рода, будет охранять ныне живущих. «