Борода и длинные волосы – вот обязательные элементы образа православного священника. Но власоращение – это не только дань традиции, но и процедура с глубоким сакральным смыслом.
Две традиции
Несколько веков назад все православные священники выстригали на темени часть волос. Таким образом они подражали апостолу Петру, ученику Иисуса Христа, чью голову в насмешку обрили язычники.
В. Макаров в своей монографии «К истории длинных волос русских священников» отмечает – обычай отращивать волосы был позаимствован у греческих монахов. Произошло это стихийно, то есть «новую моду» никто насильно не насаждал.
Некоторое время мирно сосуществовали две традиции: и выстригание на темени, и отращивание длинных волос.
Вскоре пряди в среде духовенства превратились в предмет особой гордости. Священнослужители содержали волосы в идеальном порядке и постоянно расчëсывали их. Такое внимание к волосам вынудило Церковь ввести некоторые ограничения. Так, отпускать волосы разрешалось ещё во время учебы в семинарии, а вот заплетать их в косу – лишь по благословению духовника.
Во второй половине XIX века вопросы внешнего вида попытались унифицировать. С этого момента осуждались не только нечëсаные и грязные волосы, но и уложенные на светский манер.
Знак отличия
В книге «Записки сельского священника» автор А. Розанов обращает внимание на то, что в конце XIX века отличить обычного крестьянина от батюшки в жизни было сложно. Единственный «опознавательный знак» – длинные пряди, выбивающиеся из-под шапки. Получается, что длинные волосы православные священнослужители носили ещё и для идентификации. Отпущенные волосы и длинную бороду также воспринимали как символ отказа от благ земной жизни.
Но власоращение не все церковные деятели воспринимали однозначно. Противники длинных волос любили цитировать слова святого апостола Павла: «Если муж растит волосы, то это бесчестье для него» (Первое послание к Коринфянам, 11:14). Впрочем, сторонники отращивания волос тут же приводили в пример канонический образ Христа с доходящими до плеч волосами. Запрет на стрижку волос мог объясняться и православным обрядом, связанным с напоминанием о свободе, дарованной человечеству Спасителем.
А старообрядцы по длинным волосам «вычисляли» «никоновских» попов. Естественно, такие причёски они осуждали.
В годы советской власти отращённые волосы превратились в символ христианского мученичества и служили «духовным мундиром», защищающим священников от атеистов.