28/09/23

Почему Россия отказалась от завоеваний Петра I в Персии

Вскоре после победоносного окончания Северной войны Пётр I предпринял поход на Персию.

Подготовка Персидского похода

Каспийское море было одними из ворот России во внешний мир, наряду с морями Белым, Балтийским и Чёрным. Здесь проходил жизненно важный торговый путь в страны Востока. По Волге и Каспийскому морю искали дороги в Индию и иноземные купцы: английские. нидерландские, французские, гольштинские. О значимости Каспийского моря для внешней торговли России свидетельствует тот факт, что отец Петра I, царь Алексей Михайлович, именно сюда вывел первый русский военный корабль «Орёл», построенный в 1667 году (в 1670 году «Орёл» был сожжён повстанцами Степана Разина).
Пётр I решил обозначить военное присутствие России на Каспийском море более значимо, чем одним военным кораблём. Он решил завоевать берега Каспийского моря. Это было бы окончанием славных дел Петра по выходу России на моря. «Окно в Европу» он уже прорубил на Балтийском море. На Чёрном море с Азовским, правда, не вышло: Азов, завоёванный в 1696 году, пришлось вернуть туркам в 1711 году. Тем более Пётр хотел обеспечить преобладание России в Каспийском море.
Некоторые историки считают Персидский поход Петра Великого своеобразным «головокружением от успехов» после победы над Швецией в Северной войне. На самом деле, это предприятие было основательно продумано и подготовлено как в военном, так и в дипломатическом плане. Пётр заручился поддержкой шамхала (князя) тарковского (город Тарки в Дагестане, ныне в черте Махачкалы) Адиль-Гирея, царя Картли (Восточной Грузии) Вахтанга VI и некоторых других кавказских властителей. Кроме того, Пётр установил связь с армянскими повстанцами в Нагорном Карабахе, выступавшими против персидского владычества.
Повод для войны был дан Петру I внутренними событиями в Персии. Лезгинский правитель Дауд-бек и лакский правитель Сурхай напали на Ширванское ханство и взяли её столицу Шемаху. Все эти государства находились в вассальной зависимости от Персии. Но персидский шах Солтан Хусейн сражался в это время на востоке своей империи против отпавшего Афганистана. Персия в тот момент была неспособна ни навести порядок в отношениях между своими вассалами на севере, ни тем более защитить их от иноземного вторжения.
Пётр I воспользовался ситуацией. 15 июля 1722 года он издал манифест ко всем подданным Персии и ко всем владетелям на Кавказе. Русский император провозглашал, что идёт наказать отпавших от Персии подданных. На самом деле, он собирался приводить ханства и княжества побережья Каспийского моря в русское подданство.
Военные силы русских насчитывали 81 тысячу человек. Из них берегом вдоль Волги, а потом вдоль западного берега Каспийского моря шли 20 000 донских казаков, 9000 драгун и 30 000 вспомогательного войска татар и калмыков. Этой экспедицией командовал генерал Гаврила Кропотов. Морем перевозились 22 тысячи солдат регулярной армии. Флотилия, спешно построенная по приказу Петра в Казани, насчитывала больше 200 боевых и транспортных судов. Эта экспедиция находилась под начальством генерал-адмирала графа Фёдора Апраксина.

Овладение северной Персией

Большинство местных правителей беспрекословно повиновались «Белому царю», обладавшему столь внушительной военной силой. Некоторые не покорялись. 19 августа 1722 года на реке Инчхе (в Каякентском районе нынешнего Дагестана) произошла битва с войсками кумыских и даргинских правителей, не согласившихся приносить присягу на подданство России. Кавказцы, не знавшие регулярного строя, были наголову разбиты вымуштрованными полками Петра.
Между тем Адиль-Гирей овладел Дербентом и Баку. В конце августа 1722 года русские войска вошли в Дербент. В это время произошло несчастье, вынудившее Петра I возвратиться в Астрахань, готовиться к кампании будущего года: буря на Каспийском море потопила большинство судов с продовольствием для армии. Русские войска сосредоточились в Дербенте на зимовку, а тарковский шамхал оставил Баку. Вахтанг VI начал было военные действия против Персии, но из-за остановки русского похода был вынужден прекратить свои операции.
Тем временем в Персии продолжались неурядицы. Шах Солтан Хусейн был разбит афганцами в октябре 1722 года и взят в плен. В плену Солтан Хусейн отказался от трона в пользу предводителя афганцев Мир Махмуда. Сын Солтан Хусейна Тахмасп II бежал из захваченной афганцами столицы Персии Исфахана на север, в прикаспийскую провинцию Мазендеран.
Оставление русской армии Петром I не отразилось на ведении боевых действий. Персидский визирь провинции Гилян, соседней с Мазендераном, попросил у русского царя помощи в отражении афганцев. Пётр направил полковнику П. М. Шипову приказ высадиться с отрядом у города Решта, столицы провинции Гилян, и взять на себя её защиту от войск незаконного шаха Мир Махмуда. В декабре 1722 года русские высадились на побережье Гиляна и, с согласия Тахмаспа II, вошли в Решт.
Однако персы вели себя вероломно. В марте 1723 года визирь Гиляна собрал войско и попытался выбить русские войска из Решта. Однако русские держались стойко и отбили это нападение.
В это же время Тахмасп II, стремясь закрепить за собой трон, в условиях, когда против него выступила ещё и Турция, обратился к Петру I с просьбой о заключении мира. 12 сентября 1723 года в Петербурге русским царём и персидским послом Исмаил-беком был подписан мирный договор, по которому всё южное побережье Каспия, то есть персидские провинции Мазендеран и Гилян, а также Азербайджан, становились русскими владениями. Ещё до заключения договора, в июле 1723 года, русские войска успели овладеть Баку.

Невозможность контроля

Владения России обеспечивались так называемым Низовым корпусом, состоявшим из девяти полков. Но фактически Россия контролировала только Баку и Решт. У неё не хватало сил, чтобы обеспечить за собой прочное обладание присоединёнными областями. Население не подчинялось российским законам, даже не знало, что является русскими подданными, и жило по шариату.
Самое главное – Тахмасп II отказался ратифицировать Петербургский мирный договор. Он заявил, что не давал Исмаил-беку полномочий на уступку стольких провинций. Исмаил-бек был вынужден бежать в Россию. А Тахмасп, особенно после того, как в 1729 году ему удалось вернуть себе Исфахан, пытался утвердить свою власть и в прикаспийских провинциях.
После смерти Петра I интерес российских правящих сфер к внешнеполитическим планам царя-преобразователя упал. Екатерина I, Пётр II и их вельможи (Меншиков, Долгоруковы, Остерман и т.д.) не понимали, зачем держать военную силу России на далёком юге, на каспийских берегах. Кроме того, готовилась очередная война с Турцией.
В преддверии этой войны правительство Анны Иоанновны в 1732 году заключило с Персией договор, по которому Россия возвращала Персии все завоёванные в 1722-1723 гг. провинции. Персия была естественным союзником России против Турции. Выгоды, приобретаемые в войне с Турцией, казались более ощутимыми, чем номинальное владение персидскими берегами Каспийского моря.