18/10/21
Wikimedia

Почему Россия забрала себе всё ядерное оружие после развала СССР

После августа 1991 года всему миру стало ясно, что СССР доживает последние недели. Вопрос о контроле над стратегическим ядерным арсеналом СССР становился важнейшим вопросом международной безопасности. Особенно важное значение он приобретал в связи с подписанием 31 июля 1991 года в Москве Михаилом Горбачёвым и Джорджем Бушем-старшим Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).

Россию поддерживал Запад

Таким членам «ядерного клуба», как США, Великобритания, Франция, Китай, представлялось значительно лучше, если бы всё советское атомное и ракетное оружие попало в одни руки. Считалось, что так будет гарантировано его сокращение.

Запад боялся не столько угрозы распространения ядерного оружия по миру, если оно «расползётся» по национальным «квартирам» бывшего СССР, сколько угрозы «коммунистического реванша», при котором весь этот арсенал снова мог сконцентрироваться в одних руках. Поэтому эти страны оказывали неизменную дипломатическую поддержку усилиям России по установлению контроля над советским стратегическим оружием, при условии, что Россия гарантирует выполнение обязательств СССР по СНВ-1 и по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) 1968 года.

Значение госдолга СССР

Однако вряд ли эта поддержка была бы оказана так безоговорочно, если бы Россия не приняла на себя обязательств в другой области – выплаты советских долгов.

4 декабря 1991 года, ещё до заключения знаменитых Беловежских соглашений, в Москве представителями как СССР, так и новых независимых государств, был подписан Договор о правопреемстве внешнего госдолга и активов СССР. Им устанавливалась чёткая доля каждой республики, причём на долю Российской Федерации причиталось 61,34%.

Однако все три прибалтийские республики, а также Узбекистан, Азербайджан, Молдова и Туркменистан отказались подписывать договор. Это затруднило его реализацию. Урегулирование вопроса о преемстве финансовых прав и обязательств бывшего СССР стало предметом двусторонних договоров РФ с новыми независимыми государствами. РФ стремилась принять на себя целиком как внешний долг, так и активы СССР (так называемый нулевой вариант).

Иностранным кредиторам так тоже было намного проще обеспечить получение советского долга. Поэтому международные финансовые структуры пролоббировали правопреемство России от СССР в отношении всех международных прав и обязательств, включая место в ООН и ядерный статус.

Дислокация

На момент роспуска СССР основная часть советского стратегического арсенала находилась на территории Российской Федерации. Но немалая часть оставалась ещё в трёх странах: Украине, Белоруссии и Казахстане. На территории Украины находились 176 шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет и 46 стратегических бомбардировщиков, в Белоруссии – 81 МБР, в Казахстане – 104 МБР и 40 стратегических бомбардировщиков.

21 декабря 1991 года, когда окончательный роспуск СССР стал свершившимся фактом, главы одиннадцати независимых государств, собравшись в Алма-Ате, приняли декларацию об образовании СНГ. В тот же день Борис Ельцин, Леонид Кравчук, Станислав Шушкевич и Нурсултан Назарбаев – главы четырёх государств, ставших фактическими обладателями советского ядерного арсенала – договорились о совместных мерах контроля над ним.

США гарантировали весь процесс

Через четыре дня, 25 декабря 1991 года, состоялась церемония передачи кремлёвских апартаментов от главы СССР к главе России. Передача «ядерного чемоданчика» от Горбачёва Ельцину состоялась не как планировалось, в прямом эфире телеканалов всего мира, а кулуарно. В день транзита власти Джордж Буш-старший буквально висел на телефоне, беспрестанно обзванивая Горбачёва и Ельцина, чтобы быть уверенным в совершившейся передаче полномочий.

США не оставляли своей опекой глав новых независимых государств, стремясь добиться единого контроля над советским ядерным боезапасом в руках Кремля. Особенно сильный нажим оказывался на Украину, поскольку в этой стране, в отличие от Казахстана и Белоруссии, очень многие в правящих кругах выступали за сохранение у себя ядерного оружия, как гарантии независимости.

14 января 1992 года было подписано трёхстороннее соглашение США, России и Украины, по которому все МБР и ядерные боеголовки, находящиеся на территории Украины, должны были быть переданы России для уничтожения. Камнем преткновения стал финансовый вопрос, поэтому США согласились оплатить Украине все расходы по демонтажу шахтных пусковых установок. На эти цели США передали Украине 276 млн. долларов.

23 мая 1992 года в Лиссабоне Украина, Белоруссия и Казахстан подписали Дополнительный протокол к СНВ-1, которым провозглашались государствами без ядерного оружия и обязывались ликвидировать советские ядерные боезаряды либо передать их России, а также присоединиться к ДНЯО.

С 1996 года Россия стала не только де-юре, но и де-факто единственным обладателем ядерного арсенала бывшего СССР.

И не только ядерное оружие

С советским стратегическим вооружением, дислоцированным в Украине, случился ещё один забавный казус. На момент распада СССР только Россия и Украина были обладателями сверхзвукового стратегического бомбардировщика ТУ-160. В Украине находилось 19 таких самолётов. Под наблюдением США они стали проходить последовательную утилизацию по так называемой программе Нанна—Лугара. В рамках этой программы США за два десятилетия выдали России, Украине, Казахстану и Белоруссии 8,8 млрд. долларов на утилизацию оружия массового поражения и стратегического оружия.

В 1998-1999 гг. в Украине было разрезано на металлолом десять ТУ-160, и ещё один списан в музей. И тут Россия решила спасти оставшиеся восемь самолётов. По соглашению 8 сентября 1999 года Украина согласилась передать России их, а также три стратегических бомбардировщика ТУ-95МС и 575 крылатых ракет в обмен на списание долга за поставленный природный газ на сумму 285 млн. долларов. Передача была завершена в феврале 2000 года.