28/10/25

Почему советскими рыбаками, спасшими американских летчиков, оказались недовольны обе страны

В октябре 1978 года мир стал свидетелем события, которое ярко проиллюстрировало противоречия эпохи холодной войны: сотрудничество в экстремальной ситуации на фоне глобального геополитического противостояния. Спасение советскими рыбаками экипажа американского военного самолёта у берегов Камчатки показало, что человечность превыше идеологических разногласий. Впрочем, ни в США, ни в СССР это проявление гуманизма особо не оценили.

Предпосылки инцидента

Незадолго до событий, в мае 1973 года, между СССР и США было подписано «Соглашение о сотрудничестве в области мирового океана», частью которого являлся и свод мер по предотвращению инцидентов в открытом море. Этот документ, направленный на снижение рисков эскалации, был реализован на практике 27 октября 1978 года.

В этот день самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления ВМС США Lockheed P-3 Orion, выполнявший разведывательный полёт у советских территориальных вод, потерпел катастрофу. По официальным данным, после попытки запуска одного из остановленных двигателей произошла разгерметизация и пожар. Экипаж под командованием капитана 3-го ранга Джерси Григсби осуществил жёсткую посадку на воду. За 90 секунд 13 из 15 членов экипажа удалось уничтожить часть секретной документации и перебраться в две надувные спасательные лодки. Двое, к сожалению, так и не успели выбраться из самолета

Спасательная операция

Обе стороны соглашения незамедлительно активировали спасательные силы. СССР направил в район бедствия пограничный сторожевой корабль «Ретивый» и ряд других судов. Американская сторона также отправила корабли и самолёты на поиски. Однако решающую роль в итоге сыграло гражданское судно — рыболовный траулер «Мыс Сенявин» из Находки, оказавшейся ближе всех к месту крушения.

Несмотря на шторм в 8 баллов, капитан траулера Александр Арбузов принял решение следовать на помощь. Экипажу удалось поднять на борт 10 выживших и тела трёх погибших членов экипажа «Ориона». Второй спасательный плот в тот момент уже начинал тонуть. Так что, не успей советские рыбаки вовремя, не факт, что американские военнослужащие выжили бы.

Дипломатический инцидент

Но именно после успешного спасения гуманитарная миссия столкнулась с реалиями холодной войны. В нарушение духа недавних договорённостей, американские военные силы предприняли попытки перехватить советское судно. Самолёт США, сбрасывая осветительные ракеты, а затем и сторожевой корабль USS «Cheremis» (обозначение ATF-157), угрожая оружием, попытались принудить «Мыс Сенявин» следовать на американскую базу. Ситуация была нормализована только после подхода советского сторожевого корабля «Ретивый» и, по некоторым данным, подводной лодки.

Спасённые лётчики были доставлены в Петропавловск-Камчатский, где им оказали медицинскую помощь, а вскоре передали американским властям через Японию. Однако действия капитана Арбузова получили неоднозначную оценку и с советской стороны. По мнению представителей спецслужб, приоритетной задачей экипажа траулера после спасения людей являлся подъём радиобуя с американского самолёта, который содержал ценную разведывательную информацию, включая шифры и частоты.

Таким образом, гражданскими моряками, действовавшими в соответствии с нормами морали и международного права, оказались недовольны ни в Москве, ни за океаном. Впрочем, Арбузову и команде это было, что называется «побоку»: они поступили так. как велела им совесть.