10/08/21

Почему Сталин отказался от захвата Японии в 1945 году

Вторая Мировая война для нашей страны завершилась военным конфликтом на Дальнем Востоке, когда была разгромлена Квантунская армия Японии. В результате к СССР были присоединены Южный Сахалин и Курильские острова.

В массовом сознании эти события меркнут на фоне грандиозных потрясений и жертв Великой Отечественной войны, однако, именно тогда, на Дальнем Востоке принимались исторические решения о том, какой будет карта мира после окончания Второй Мировой. Мало кто знает, что после 1945 года в составе СССР запросто могла бы появиться Японская Советская Социалистическая республика.

Впрочем, все могло бы пойти и совсем по иному, гораздо менее благоприятному для нас, сценарию.

Что решили на Ялтинской конференции

Картина послевоенного мира, как известно, была начертана в ходе Ялтинской конференции, состоявшейся в феврале 1945 года. Лидеры стран-союзниц — Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль и Иосиф Сталин обсуждали условия капитуляции Германии, размеры репараций, зоны оккупации, судьбу Восточной Европы. В числе прочих важнейших вопросов было решено и участие СССР в войне на Дальнем Востоке. Рузвельт настоял на том, чтобы наша страна объявила войну Японии не менее, чем 3 месяца после окончательного разгрома Германии. Взамен СССР получал Южный Сахалин и Курилы.

У Америки, впрочем, относительно Японии были еще более агрессивные планы. Точно так же, как была поделена после войны Германия, американцы планировали расчленить между победителями и Японию. Себе американцы намеревались взять центр острова Хонсю, как наиболее развитую в промышленном отношении территорию. Англии предназначался Кюсю и часть Хонсю. Китаю отдавали остров Сикоку. А СССР предлагали занять Хоккайдо – ближайший с Сахалину из Японских островов, и кусок многострадального Хонсю.

Сталин был прекрасно осведомлен об этих планах американского руководства, сформулированных уже позднее Ялты, и они ему, безусловно, нравились. Помимо выполнения союзнического долга, у СССР в войне с Японией были и свои интересы. Необходимо было закрепиться в тихоокеанском регионе, и, в конце концов, отдать «долг вежливости» Японии, завладевшей 40 лет назад территориями, принадлежавшими России, а в годы Гражданской войны в ходе интервенции, оккупировавшей российский Дальний Восток.

Подготовка к десанту на Хоккайдо

После разгрома Квантунской армии, захвата Сахалина и Курильской десантной операции, наш генеральный штаб планировал проведение десанта на Хоккайдо. На этот японский остров планировалось высадить две дивизии. Затем, заняв половину острова, советское командование предполагало принять капитуляцию японской стороны.

20 августа маршал Василевский сообщал Сталину: «В настоящее время я и командование 1-го Дальневосточного фронта серьезно заняты подготовкой десантной операции на остров Хоккайдо. Сейчас ведем морскую разведку, готовим авиацию, артиллерию, пехоту и транспортные средства. С Вашего разрешения морскую операцию здесь начнем немедленно после занятия южной части Сахалина, ориентировочно 22.8.45 г…». Получив разрешение, Василевский передал подчиненным ему военачальникам приказ приступать к непосредственной подготовке десанта на Хоккайдо. Однако, буквально за несколько часов до запланированного начала операции, из Москвы пришло распоряжение — «от операции по десантированию наших войск с острова Сахалин на остров Хоккайдо необходимо воздержаться».

Почему так произошло?

Чтобы понять причины отказа СССР десантироваться на Хоккайдо, необходимо вспомнить, что в августе 1945 года президентом США был уже не Рузвельт, умерший в апреле, а Гарри Трумэн. Этот человек абсолютно иначе видел перспективы присутствия США на Тихом океане и дальнейших взаимоотношений с Советским Союзом.

Незадолго до запланированного десанта на Хоккайдо, у Сталина состоялся обмен телеграммами с Трумэном. Именно в этом историки видят причину дальнейших событий.

В середине августа Трумэн сообщил Сталину, что он и главнокомандующий на Тихом океане генерал Макартур разработали порядок оккупации Японии. Было сказано, что в период подготовки к подписанию Японией Акта о капитуляции предполагается использовать «символические союзные вооруженные силы». Это вполне соответствовало планам десанта на Хоккайдо.

15 августа руководители стран, воевавших против Японии, получили из США проект порядка принятия капитуляции. Но при этом в документе почему-то не было сказано, что гарнизоны японцев на Курилах должны сдаваться советским войскам. В ответной телеграмме Сталин обратил внимание на эту оплошность и предложил также включить в район сдачи советским войскам и остров Хоккайдо. 18 августа от Трумэна поступило послание, в котором он отвергал вариант с островом Хоккайдо. Кроме того, Трумэн предложил Сталину предоставить США военную базу с аэродромом на острове Итуруп.

Так с союзниками не разговаривают. Тон, избранный Трумэном, подходил для общения с побежденными или с такими партнерами, которые не в состоянии защитить свои интересы. Сталин в ответной телеграмме обратил внимание американского президента на этот факт, и, разумеется, отказал в предоставлении базы на Итурупе.

В активе у Трумэна было наличие атомной бомбы. Бомбардировка Хиросимы и Нагасаки показала, как далеко может зайти американский президент, добиваясь гегемонии.

Очень возможно, что именно по этой причине, не желая ввязываться в новый военный конфликт с вчерашними союзниками, Сталин и отказался от оккупации Хоккайдо.

В итоге СССР получил территории, присоединение которых к нашей стране решилось в ходе Ялтинской конференции. А также вынудил США поступиться со своей гегемонией в этой части Тихого океана.