18/06/22

Освобождение Европы Красной Армией: что с ним было не так

В августе 1944 года началась знаменитая Ясско-Кишинёвская операция на территории Румынии. Красная Армия перешла границу и вторглась в соседнее государство, несмотря на то, что советская Прибалтика на тот момент всё ещё была оккупирована врагом. Почему же Советский Союз не стремился в первую очередь полностью освободить собственную территорию?

Стратегическое положение

Летняя кампания 1944 года на фронтах Великой Отечественной войны началась 22 июня. Главный удар по немцам был нанесён в ходе операции «Багратион». За 2 месяца русские освободили Белоруссию, Западную Украину, частично Польшу, а также отдельные районы Прибалтийских республик.

«С расширением масштабов нашего наступления в Белоруссии обстановка резко менялась, — вспоминал генерал армии Сергей Штеменко в книге «Генеральный штаб в годы войны». – Продвижение на главном – западном – стратегическом направлении создавало предпосылки для успешных операций в Литве, Латвии и Эстонии».

Однако на практике Эстония и большая часть Латвии ещё долго оставались под контролем Третьего Рейха. Вместо того, чтобы вернуться к границам 1941 года, верховное командование 20 августа отдало приказ о начале наступления на Румынию. Вторая Ясско-Кишиневская операция в советской историографии носит название Седьмого сталинского удара.

Чтобы понять, почему так произошло, нужно сопоставить положение, сложившееся к тому времени на берегах Днестра и Даугавы. В Красной Армии ещё не забыли о неудачах боёв на подступах к Прибалтике зимой 1944 года, когда группе армий «Север» удалось отбить советские атаки. По словам того же Штеменко, противник ожидал крупномасштабного вторжения в Прибалтику и хорошо к нему подготовился.

«Он располагал преимуществами манёвра по внутренним операционным линиям –хорошо развитой железнодорожной сети и шоссе, в то время как для наших танков существовало много препятствий. Местность явно не благоприятствовала нам. Серьёзные трудности возникали и в смысле сосредоточения войск, их снабжения», — пишет Штеменко.

Кроме того, на северо-западе у Красной Армии не было достаточных сил для наступления. И после разгрома немцев на Украине и в Польше останавливаться и перебрасывать солдат в Прибалтику Сталин счёл нерациональным. Гораздо проще было «добить» уже порядочно измотанную группу армий «Южная Украина».

Можно предположить, что сыграли свою роль и соображения иного порядка. Румыния, обладая важнейшими нефтепромыслами Плоешти, вместе с тем представляла собой «слабое звено» фашисткой Оси. Она имела большие претензии к Германии, которая в 1940 году отобрала у страны Трансильванию, отдав её венграм. Иное дело – Прибалтика, где после двухлетнего опыта жизни в составе СССР коллаборационистские настроения у населения были чрезвычайно сильны.

Бухарест, София, Рига

По аналогии с событиями 1917 года в России Ясско-Кишинёвскую операцию можно назвать «10 днями, которые потрясли Румынию». Одновременно с оборонительными линиями немецких войск, которые были уничтожены мощнейшими ударами 2-го и 3-го Украинских фронтов, посыпалась диктатура кондукэтора Йона Антонеску. Уже 23 августа юный король Михай, не желая разрушения своей страны, устроил государственный переворот с опорой на коммунистов. С тех пор Румыния перестала быть союзницей Гитлера. 31 августа Красная Армия без боя вошла в Бухарест. В дальнейшем Ясско-Кишиневская операция переросла в Бухарестско-Арадскую.

В начале сентября вслед за Румынией была освобождена и Болгария. И только в середине месяца, накопив стратегическое преимущество, Сталин начал активные действия в Прибалтике (Восьмой сталинский удар). Характерно, что Таллин был взят только через неделю после освобождения болгарской столицы Софии – и за день до вторжения русских в Венгрию. К середине октября Прибалтийская операция закончились (Ригу немцы оставили 13 октября). Однако до 9 мая 1945 года и даже дольше нацисты удерживали Курляндию – западную часть Латвии. Так что полностью восстановить контроль над своими довоенными территориями Советскому Союзу удалось только после Победы.

Какое будущее предсказал России американский пророк Эдгар Кейси