Кулачный бой являлся традиционным боевым искусством на Руси. Впервые о нём упоминается в «Повести временных лет». Правда, автор скептически относится к единоборству, называя его «поганским» обычаем.
Кто сильнее?
Кулачные поединки на Руси проводились на Масленицу или после Рождества до Святой Троицы. Были они действительно зрелищными, ведь бойцы выходили друг против друга целыми группами.
Сражались наши предки только голыми руками. Удары наносили костяшками пальцев, ребром согнутой в кулак ладони или тыльной стороной основных фаланг, но только в корпус и голову. Если же соперник падал на землю, то его никогда не добивали – так появилось правило «лежачего не бьют».
Наиболее быстро вывести противника из строя удавалось с помощью ударов в голову, под рёбра или в солнечное сплетение.
Несмотря на то, что сражения проходили без использования оружия и по строгим правилам, собирали они большое количество зрителей. Народ обожал кулачные бои и с удовольствием за ними наблюдал, а победители пользовались уважением в обществе.
Сражения и наказания
После принятия христианства на Руси кулачные бои оказались вне закона – как пережиток языческого прошлого. В 1274 году на соборе во Владимире митрополит Кирилл постановил предавать анафеме участников таких битв. В результате сражения практически прекратились.
Правда, к XVII веку традиция начала вновь возрождаться. Князю Михаилу Фёдоровичу, чтобы не допустить повального увлечения кулачными боями, пришлось принимать радикальные меры. Так, участников игрищ подвергали судебному преследованию: ослушавшихся нещадно били кнутом и навечно ссылали «в Украйные городы» - т.е. на в города окраине государства, в тот период так называли Воронеж и Валуйки.
При Петре I кулачные бои «вышли из тени», а Екатерина II и вовсе оказалась фанаткой таких сражений. Окончательно частью истории бойцовская потеха стала в годы советской власти.