Клонирование человека – лабораторное создание эмбрионов и выращивание из них людей, чей генотип будет идентичен донору, но не станет его точной копией. Во всем мире закон запрещает использовать эту репродуктивную технологию. Однако в России в определенный период времени юридически клонирование было возможным. Но как так вышло и почему?
Клонирование и Законы
Как только технология клонирования живого существа стала доступной ученым, тут же возник вопрос морально-нравственного отношения к подобной процедуре. Мировым научно-юридическим сообществом был разработан международный акт — Дополнительный Протокол к Конвенции о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины, касающийся запрещения клонирования человеческих существ. 12 января 1998 года его подписали 24 государства из 43 стран-членов Совета Европы. И это было только начало.
19 февраля 2005 года Организация Объединенных Наций призвала страны-члены ООН принять законодательные акты, запрещающие все формы клонирования, так как они «противоречат достоинству человека» и выступают против «защиты человеческой жизни». В ходе дискуссии представителей государств-членов ООН рассматривались несколько вариантов декларации, в которых были предложены способы разрешения терапевтического клонирования человека по медицинским показаниям.
Такой аспект предлагали рассмотреть Бельгия, Великобритания, Япония, Южная Корея, Россия, Израиль и др. Однако Испания, Эстония, Румыния, Молдова, Словакия сразу же заявили о том, что в их странах за попытку клонирования в отношении специалистов и заказчиков будет введена уголовная ответственность. Следом подобную медицинскую процедуру полностью криминализировали в Бразилии, Франции, Германии, Италии, Греции.
Россия тоже не осталась в стороне от столь важного вопроса относительно судьбы человечества и 20 мая 2002 года был принят Федеральный закон «О временном запрете на клонирование человека» № 54-ФЗ. В тексте данного Закона объяснялось, что имеется в виду «создание человека, генетически идентичного другому живому или умершему человеку, путем переноса в лишенную ядра женскую половую клетку ядра соматической клетки человека». Иными словами, юридически запрещалось осуществление репродукции целого индивида, а не терапевтическое клонирование органов или тканей.
Однако это был временный акт, действие которого длилось 5 лет и истекло в июне 2007 года. В последующие 24 месяца вопрос клонирования человека, даже полностью, на территории Российской Федерации никак не регулировался законодательством. Но уже в конце марта 2010 года в стране начала действовать ст.1 Закона поправки, продлевающая запрет на клонирование человека на неопределенный срок. Предполагалось, что в ближайшее время будет разработан закон, регламентирующий развитие и применение биотехнологий клонирования человека. Причина запрета указывалась в пояснительной записке к Закону поправки: «Клонирование человека встречается с множеством юридических, этических и религиозных проблем, которые на сегодняшний день еще не имеют очевидного разрешения».
6 декабря 2010 года Минздравсоцразвития объявил о намерении провести через Думу Федеральный закон «О биомедицинских клеточных технологиях», который бы ввел бессрочный и полный запрет на клонирование человека. Но данное юридическое изменение из-за массовых и противоречивых дебатов ученых и политиков так и не получило своего официального завершения.
В итоге на территории страны осталась действовать ст.1 Закона поправки от марта 2010 года. Однако в этой редакции текста говорится, что запрет не распространяется на клонирование организмов в иных целях, имеется в виду терапевтических. Подобная юридическая оговорка также была принята в законодательствах США, Великобритании и Бельгии. Ученые этих стран и сегодня имеют право выращивать клонированный эмбрион человека до 14 дней. Этого достаточно для того, чтобы яйцеклетка образовала бластоцисту, а у эмбриона появился предшественник центральной нервной системы.
Однако религиозная общественность России гневно осудила подобный юридический аспект, заявив, что разрушение эмбрионов для получения стволовых клеток, которые затем можно применить для выращивания органов и тканей, приравнивается к убийству.
Во многом поэтому, в 2017 году был создан и вступил в силу обладающий наибольшей юридической силой и самый полный в России Федеральный закон «О биомедицинских клеточных продуктах». Статья данного Закона регулирует не только правовые, но и технологические аспекты клонирования. В частности, на территории РФ на сегодняшний день полностью запрещена разработка клеточных продуктов путем прерывания процесса развития эмбриона, даже созданного в лабораторных условиях.
Клонирование и генетические болезни
Между тем в мире имеется ряд стран, в которых ученым юридически разрешено создавать клонированные эмбрионы человека не только для получения стволовых клеток, но и для редактирования генома. Проблема наследственных заболеваний остро стоит во всем мире. Некоторые виды шизофрении, эпилепсии, гемофилии и другие, в том числе тяжелые генетические патологии, веками передаются людям из поколения в поколение, заставляя страдать ни в чем не повинных детей. И всего этого можно избежать уже сегодня. Правда, подобные медицинские услуги доступны лишь состоятельным гражданам Израиля, Австралии, Великобритании и др.
По мнению российского биоинженера Шухрата Миталипова, ныне работающего в США над проблемами генетических заболеваний, запрет в разных странах на клонирование эмбрионов и манипуляции с ядрами половых и соматических клеток серьезно осложняет развитие научных технологий. Между тем, например, в России несколько лет назад была начата разработка метода редактирования генома человеческого эмбриона с наследственной кардиомиопатией.
Но в связи с принятием жесткого закона в области клонирования открытие технологии спасения младенцев от врожденного заболевания сердца будет совершено в другой стране. Российские ученые надеются, что понимание на родине необходимости в подобных исследованиях все-таки случится, ведь научно-технический прогресс законами не остановить.