01/12/21

«Пока мужик расчухается, поздно будет»: зачем на войне были нужны заградотряды

Первое массовое применение заградительных отрядов было в годы Первой мировой войны. Они были во всех армиях. Участник наступления 1917 года генерала Нивеля писал буквально следующее: «За спиной у русских солдат размещались многочисленные формирования французов, оснащенные артиллерией и готовые открыть огонь в случае, если русские дрогнут». В это время уровень дисциплины на Восточном фронте был предельно низок и использование заградотрядов было вынужденной мерой.

Писал о силовом подавлении массовой паники и генерал Врангель. В дрогнувшем в июле 1917 года Кавказском полку он использовал артиллерийский обстрел для подавления бегства солдат.
В приказе по 8-й армии генерала Брусилова от 15 июня 1915 года четко прописано: «Сзади нужно иметь особо надёжных людей и пулемёты, чтобы, если понадобится, заставить идти вперёд и слабодушных. Не следует задумываться перед поголовным расстрелом целых частей за попытку повернуть назад или, что ещё хуже, сдаться в плен».

При всем при этом надо сказать, что специальных заградительных отрядов в том виде, в котором они появились уже во время Гражданской войны, ещё не существовало. Охрана тылов, отлов дезертиров и другие функции, позже ставшие прерогативой заградотрядов возлагались на полевые жандармские эскадроны, там же, где существовали транспортные сети - на жандармские управления железных дорог.

В годы Гражданской войны заградительными отрядами, в первую очередь, назывались специальные формирования, охраняющие продовольствие, борющиеся с мародерством и дезертирством. Идеологом карательных заградительных отрядов Красной армии был Лев Троцкий. В своих воспоминаниях «Вокруг Октября» он писал о том, что он сам обосновывал Ленину необходимость создания заградотрядов: «Чтобы преодолеть эту гибельную неустойчивость, нам необходимы крепкие заградительные отряды из коммунистов и вообще боевиков. Надо заставить сражаться. Если ждать, пока мужик расчухается, пожалуй, поздно будет». Троцкий вообще отличался резкостью в суждениях: «До тех пор, пока, гордые своей техникой, злые бесхвостые обезьяны, именуемые людьми, будут строить армии и воевать, командование будет ставить солдат между возможной смертью впереди и неизбежной смертью позади».

Заградительные отряды были у «красных», и у «белых». Колчаковцы «мотивировали» наступление частей артиллерийским огнем; жесткие карательные меры по отношению к беглецам, применяемые атаманом Анненковым и вовсе были названы «белым большевизмом».

По мере усиления позиций Красной армии, укреплением дисциплины и боевой выучки солдат снижалась и необходимость в заградительных отрядах. Окончательное расформирование их прошло в 1921 году с введением НЭПа.

Со времен «хрущевской оттепели», когда начался пересмотр политики Сталина, заградотряды НКВД времен Великой Отечественной войны стали жупелом, на который принято ссылаться во время описания ужасов сталинизма.
В первую очередь, надо сказать, что заградотряд - понятие достаточно размытое. Были заградотряды армейские и заградительные отряды НКВД. Первые как раз занимались тем, что преграждали путь к отступлению, пресекали панику и имели предписание расстреливать паникеров на месте для поддержания дисциплины. Заградотряды НКВД работали в основном в тылу, обнаруживали мародеров и дезертиров, охраняли коммуникации, штабы, госпитали от порчи.

Образ заградотрядов, сформированный пропагандой в корне неверен. Это не были отряды «баловней судьбы», которые отсиживались в блиндажах за пулеметами, пока армия наступает. Заградительные отряды сражались бок о бок с регулярными войсками, при этом потери в них были весьма значительны. В одной Эстонии заградотряды потеряли 60 % своего личного состава. В окопах они не отсиживались. В НКВД постоянно шли письма о том, что заградительные отряды используются не по назначению, в 1942 году советское командование даже издало указ, в котором предписывалось запретить командирам отрядов вступать в бой вместе с воинскими частями.

Важно отметить и то,что практика использования заградительных отрядов была не только в Красной армии. У немцев они появились даже раньше и выполняли те же задачи. В своих мемуарах обер-лейтенант Курт Штайгер писал: «В зимний период наши военнослужащие страдали от страшных русских морозов. Боевой дух упал. Некоторые солдаты пытались под разными предлогами оставить находящиеся на передовой части. К примеру, симулировали тяжёлые обморожения. Поддержанию дисциплины во многом способствовали специальные части, которые по приказу командования задерживали таких солдат. Они имели очень широкие полномочия, в том числе и право на применение смертной казни без суда».