14/02/23

«Пока не появился Юпи!»: что не так с главным напитком 1990-х

Бум растворимых напитков, одним из которых стал Yupi (производился чилийской компанией Corpora Tresmontes) пришёлся на 90-е годы. Продукт был обречён на успех. Порошок, превращающий воду в сок, казался вчерашним советским гражданам, волшебным. Его содержание мало кого интересовало, хотя нетрудно было догадаться — пользы от Yupi никакой.

На данный момент нет никакой информации о том, проводились ли какие-либо исследования о вреде порошка, перед тем, как Yupi зашёл на российский рынок. Зато на Западе вопрос о содержании допустимого количества вредных веществ в продуктах питания (речь идёт не только о растворимых напитках, но и чипсах, газировке) обсуждается с середины прошлого столетия.

В состав порошка входят заменители сахара аспартам (Е 951) и цикламат натрия (Е 952). Американский химик Джон Макмарр утверждает, что аспартам почти в 10 раз слаще цикламата. При этом на территории США цикламат официально запрещён с 1969 года, а аспартам — нет. Американское агентство Министерства здравоохранения и официальных служб в 2007 данное противоречие объяснило тем, что по результатам проведённых лабораторных испытаний аспартам не является канцерогеном.

Но помимо Е 951 и Е 952 15-граммовый пакетик Yupi содержит ещё более 10 пищевых добавок Е (от 8 видов красителей до нескольких разновидностей стабилизаторов, эмульгаторов, антиокислителей и пеногасителей). Роспотребнадзор не считает «ешки» вредными, но и про пользу в ведомстве ничего не говорят. Однако, не нанесут вреда человеческому организму эти химические соединения только при условии ограниченного применения при производстве пищевых продуктов и последующем дозированном потреблении. На это и обращают внимание в Роспотребнадзоре.

И ещё одно «но». Напитки на основе порошка Yupi в жару элементарно не утоляют жажду. Они лишь вызывают привыкание и способствуют тому, чтобы человек хотел пить такие «Е-соки» вновь и вновь.

При желании Yupi можно купить и в настоящее время. Яркие пакетики продаются во многих супермаркетах. Но, как отмечают потребители, выросшие в 90-е годы, порошок уже не тот. Не исключено, что «знатоки Yupi» относятся к категории тех, у которых и трава раньше была зеленее, и солнце светило ярче. Но одно совершенно точно — эпоха Yupi прошла. Может, это и лучшему…