На войне тела погибших солдат не всегда получалось передать родственникам. Порой даже просто быть погребенным, а не оставленным на поле боя было за роскошь. Для последнего упокоения воинов существовали специальные похоронные команды. Погребальные ритуалы в Советской Армии и войсках вермахта в период Великой Отечественной войны были регламентированы соответствующими указами и значительно отличались друг от друга.
Советская похоронная директива
За три месяца до начала Великой Отечественной войны Нарком обороны СССР Семён Тимошенко подписал приказ No 138 «О порядке погребения погибших военнослужащих офицерского, сержантского и рядового состава». Этот восьмистраничный документ, датируемый 15 марта 1941 года, во всех подробностях описывал регламент захоронения советских солдат и офицерского состава.
В 108 пункте этого распоряжения значилось, что вынос тел убитых с поля сражения для последующего предания земле является обязательным действием, вне зависимости от условий боя. Рыть могилы и хоронить бойцов, погибших как непосредственно в битве, так и скончавшихся от ран после боя, должны были члены специальной команды погребения, которая создавалась командиром полка.
Согласно директиве, солдат РККА могли хоронить как в индивидуальных, так и братских могилах, в то же время представители офицерского состава должны были обрести вечный покой только в отдельных захоронениях.
Военнослужащих необходимо было хоронить в нательном белье, гимнастёрках, брюках и обуви.
Для рытья могил рекомендовалось выбирать сухую местность. Если погребение осуществлялось в городской черте, то приоритет отдавался территориям кладбища, парков, площадей, скверов, вне населённых пунктов лучшими местами считались курганы, перекрёстки дорог, рощи.
Каждая могила должна была быть 1,5-метровой глубины и обязательно иметь опознавательный знак – временный памятник, на котором фиксировались личные данные погибших: имя, фамилия, отчество, звание, дата рождения и смерти.
Порядок отдания воинских почестей не был регламентирован, отмечалось лишь, то, что командир полка мог самостоятельно устанавливать их в зависимости от значимости подвига, при совершении которого погибли бойцы рядового, сержантского и офицерского состава.
В случае гибели офицеров высшего командного состава, тело необходимо было передать сотрудникам Красного креста, которые должны были транспортировать его до родственников погибшего.
Реальность РККА
Сразу же после начала Великой Отечественной войны стало очевидным, что беспрекословное выполнение пунктов приказа No 138 в условиях маневренного блицкрига невозможно.
Рассчитанный на условия неспешной позиционной борьбы, он не отвечал сложившейся обстановке, когда под натиском войск вермахта советские бойцы вынуждены были спешно сдавать свои позиции и смещаться вглубь страны.
В эти страшные дни никто не помышлял о захоронении сослуживцев согласно директиве с выбором хороших мест для рытья ям и индивидуальными могилами для офицеров.
В страшной мясорубке считалось удачей просто предать земле тело убитого, чтобы одичавшие собаки и вороны не растерзали его останки.
В сборнике Константина Сомова «Война – ускоренная жизнь», где описывается бытовая сторона жизни солдат, приводятся воспоминания бойцов, свидетельствовавших о том, что погибших, без разбора звания наспех хоронили в братских могилах, в роли которых выступали воронки от авиабомб, окопы, дорожные кюветы и природные овраги.
Попавший в августе 1941 года в окружение под Николаевом связист 9 -й армии, Иона Дубараша, рассказывал, что однажды очнувшись после боя, он увидел, как его сослуживец в темноте закапывал прямо в окопе трёх убитых рядом с ним солдат.
Похоронные команды дивизий просто не успевали делать свою работу – столь значительными были потери Красной армии в первые месяцы войны. Однако и после переломного этапа, когда советские войска перешли в атаку, похоронные команды не справлялись со своим делом, и на помощь им приходили крестьяне освобождённых сёл. Они хоронили бойцов в братских могилах, но не всегда отправляли в военкоматы сведения о погребённых военных, увеличивая списки пропавших без вести солдат.
Погребальный ритуал немцев
Педантичным немцам приписывалось на Восточном фронте придерживаться погребального ритуала, разработанного для армии ещё во времена кайзера Вильгельма II и слегка отредактированного Верховным командованием вермахта.
Согласно тексту документа немецких военнослужащих полагалось хоронить со всеми последними почестями, под музыкальное сопровождение военного оркестра.
Каждому погибшему бойцу отводилась индивидуальная могила и гроб, который накрывался военным флагом. Возглавлять похоронную процессию должны были люди, нёсшие на подушечках награды погибшего солдата. Прежде чем придать тело земле, офицер обязан был дать команду о начале трехкратного салюта. После погребения на могилу следовало возложить венок от вермахта с надписью «Вооруженные силы Германии» имевший две красные ленты: одну из них украшал Железный крест, на другую была нанесена свастика.
Если в ходе боёв погибал офицер высшего чина, его тело через медицинские службы должно было быть отправлено в Германию и передано родным.
Реальность вермахта
Хотя многие историки отмечают слаженную работу погребальных команд вермахта, похоронные правила ими тоже соблюдались далеко не всегда и не везде. На начальном этапе, когда немецкие войска лишь наступали, не оказываясь в окружении и не спасаясь бегством, они спокойно следовали инструкциям, хороня бойцов в отдельных могилах, и устанавливая на них деревянные кресты с табличками с личными данными погибшего.
Но с изменением обстановки на Восточном фронте действительность вносила свои корректировки и в помпезный ритуал погребения, призванный продемонстрировать воинам, что государство высоко оценивает вклад каждого бойца в дело победы и торжество идеологии нацизма.
Ефрейтор 10-й пехотной дивизии немецких войск, Гельмут Клаусман, который вместе с сослуживцами спешно покидал Крым, отмечал в своих воспоминаниях: «Убитых хоронили по-разному. Если было время и возможность, то каждому полагалась отдельная могила и простой гроб. Но если бои были тяжелыми и мы отступали, то закапывали убитых кое-как. В обычных воронках из-под снарядов, завернув в плащ-накидки или брезент. В такой яме за один раз хоронили столько человек, сколько погибло в этом бою и могло в нее поместиться. Ну а если бежали, то вообще было не до убитых».
Свои поправки в похоронную деятельность вермахта внёс суровый климат, который сковывал морозом землю, превращая рытьё могил в тяжкий труд. В этих условиях мало кто задумывался о том, что погребение в братской могиле не соответствует военному похоронному ритуалу, поскольку важным стало просто предать тела мёртвых земле.