Коряков, которые традиционно проживают Магаданской области, европейцы считают одним из самых странных в мире. Например, много вопросов у них вызывает похоронный обряд, во время которого представители корякского этноса садились на покойника.
Шаг в сторону
Об обряде «присаживания» было известно ещё советским этнографам, однако максимально подробно его удалось описать только в XXI века. На нём присутствовала историк и археолог Людмила Хаховская.
Она рассказывала, что обряд начинается перед непосредственным выносом тела из дома.
Хаховская стала свидетельницей похорон старейшей в селе женщины. Её тело было одето в специальную похоронную одежду – гагали, а лицо скрывал огромный капюшон. Лежала же она на полу, головой к входу.
Две женщины, которые выполняли роль проводников в мир мёртвых, обвязали умершую по талии жгутом из трав, после чего и началось «присаживание».
Каждый из присутствующих в помещении, садился верхом на грудь покойнице – лицом к лицу. Пои этом ему требовалось отведать ритуальное блюдо и запить его специальным напитком.
Сначала на теле умершей должны были «посидеть» близкие родственники, затем распорядитель похорон, а потом и все остальные. Далее присутствующие переступали через покойницу – правой ногой, при этом как бы изображая отталкивание тела от себя.
Для чего
Долгое время учёные не могли интерпретировать этот странный обычай. У других северных народов такой традиции не было, а поэтому исследователям элементарно даже не от чего было оттолкнуться.
Но одна версия всё же родилась. Так, предполагалось, что «присаживание» на грудь означало прощание, а употребление пищи – последнюю трапезу. «Переступание» и последующее отталкивание ногой символизировало переход покойника в мир мёртвых.
Правда, как было установлено учёными, изначально отряд проводился совершенно иным образом. И «присаживание», и «переступание» проводились разными людьми, но одновременно. Это могло означать лишь то, что пока один человек прощается с умершим, другой его «прогоняет» в мир мёртвых, тем самым не давая шансов покойнику навредить ныне живущим людям.