Шашка, символ воинской чести казака, имела значительное влияние на различные аспекты жизни этого народа. Она применялась в различных обрядах и ритуалах, а также играла особую роль на похоронах воинов. Однако, разбитую пополам шашку кладли в гроб только для представителей определенной категории казаков.
Шашка всегда занимала центральное место в жизни казака. Как отмечает Александр Дзиковицкий, автор книги "Этнокультурная история казаков", обычно она вручалась казаку в возрасте 17 лет, но в случае особых заслуг это могло произойти и раньше. Вначале молодой казак носил шашку без темляка - узкого ремешка с кисточкой, который надевался на руку во время боя. Темляк предотвращал выбивание шашки из руки казака. Неудивительно, что темляк, а также кокарда на папаху или фуражку, выдавались казаку перед отправкой на военную службу.
По словам Виталия Глущенко, автора издания "Казак, что в имени твоем: философия развития казачества", самой большой позор для казака считалась потеря головного убора и шашки. Казаки говорили: "Казак шашку и шапку мог потерять только вместе с головой". Лишение права на ношение шашки считалось серьезным наказанием для казака. Шашка хранилась в семье на видном месте и передавалась по наследству от деда к внуку, когда первый уже не мог держать оружие и ходил с посохом.
Шашка «принимала участие» и в различных казачьих ритуалах и обрядах. Так, если верить Сергею Мосолову, автору книги «История казачества», в годовалом возрасте мальчика приобщали к Казачьему Роду именно с помощью шашки. Сначала крестный сажал ребенка на коня и обводил вокруг церкви. Затем малыша брал на руки отец, а крестный надевал на них обоих портупею с дедовской шашкой. После крестный, обращаясь к женщинам, восклицал: «Казака принимайте! Да за ним доглядайте! Чтоб был не квелый, до всякой работы скорый, чтоб Богу молился да шашке учился! Чтоб малых не забижал, старших уважал, а к родителям был почтительный!».
Понятно, что каждый казак мечтал иметь наследника. Для этой цели под кровать во время брачной ночи и клали шашку. Считалось, что оружие под супружеским ложем способствует зачатию мальчика. Оружие сопровождало не только рождение казака, но и его смерть. Как утверждает А.В. Яровой, автор издания «Воинская культура казачества: символическое пространство и ритуал», нередко в казацких думах особо отличившемуся герою могилу копали «шаблями». Оружие (не только шашки, но и ножи, и ружья) клали и в гроб усопшего казака.
Однако чаще всего шашка, помещавшаяся в гроб покойного казака, предварительно переламывалась. Дело в том, что, как уже было сказано выше, шашка передавалась по наследству, а потому класть ее в могилу вместе с бывшим владельцем было нецелесообразно. Между тем, по словам Валерия Шамбарова, автора издания «Казачество: путь воинов Христовых», если умирал или погибал казак, не имевший наследников, его шашка действительно переламывалась пополам, обе части оружия клали в гроб. Это был своеобразный знак того, что род этого казака прервался, и не осталось никого, кто бы мог принять его шашку.
Также интересен случай похорон в 1772 году молодого запорожца, который в силу возраста не успел оставить потомства. Как писал А. В. Яровой, мать покойного положила на гроб рядом с оружием и шапкой барвинковый венок в знак целомудрия сына. А вообще в могилу казаки клали самые разнообразные предметы. Например, по словам того же Ярового, если умирал казак-гуляка ему в гроб ставили штоф горилки. А вот над могилой его трезвого товарища размещали белый флаг в качестве эмблемы безукоризненной чистоты отжившего воина.