01/10/21

Похороны настоящих коммунистов: чем они удивляли жителей СССР

Во все времена после смерти тело покойного либо кремировали (сжигали), либо ингумировали (погребали в почве). В России до прихода советской власти кремация большим спросом не пользовалась, так как церковь к ней относилась неодобрительно и даже в случае кремации рекомендовала прах предать земле. Поэтому кремировали русских людей только в санитарных целях — например, при эпидемиях кремировали умерших от чумы. Все изменилось в 1920-е годы. Большевики повели решительную борьбу с религией. Основанный в 1925 году Союз воинствующих безбожников высмеивал и критиковал любые церковные обычаи и предрассудки, в том числе правила похорон. Во главе со старым коммунистом Емельяном Ярославским безбожники занимались антирелигиозной пропагандой и заменой религиозных праздников на светские (то есть советские).

Еще одним почином безбожников стало создание Всероссийского кремационного общества в 1927 году. Общество занималось распространением идеи кремации как лучшего способа похорон, разрабатывало методы и программы строительства крематориев и поощряло подготовку соответствующих трудов. Как тогда было заведено, главным коммунистам страны (Сталину, Калинину и другим видным большевикам) выдали членские билеты Общества с первыми номерами. Они должны были подавать пример всему социалистическому обществу (ни Сталин, ни Молотов, ни Калинин после смерти кремированы не были). Очень нравилась работа кремационного Общества Льву Троцкому (который, вслед за Лениным, тоже одобрил кремацию и издал даже декрет о ее предпочтительности, хотя сам он так и не был сожжен). По замыслу советских вождей, настоящий коммунист должен был во всем отринуть старое капиталистическое прошлое с его религиозными атавизмами, помогавшими поддерживать эксплуататорскую социальную структуру.

Несмотря на усилия кремационного Общества и революционный энтузиазм, большая часть народа, хотя и согласилась «со скрипом» на замену крестов звездами и отмену отпевания, но все же не спешила сжигать своих мертвых. Как только не воспевали трупосожжение советские журналисты. Один из них, одессит Д. Маллори, написал такую оду: «Крематорий — это зияющая брешь в китайской стене народного невежества и суеверия, на которых спекулировали попы всех верований». Маллори утверждал, что крематорий окончательно положит конец всем мощам и «чудесам», а также упростит похороны и позволит сохранить землю (отводящуюся под кладбища) для нужд живых людей. «А когда умрем, — писал он, — пусть отвезут нас в крематорий, чтобы, вместо зараженной кладбищами земли, всюду разлилась трепещущая радостью и молодой свежестью жизнь!». В общем, сторонники кремации видели в ней одни плюсы. Правда, зачастую в первом массовом крематории, московском Донском (назло попам он был построен в закрытом храме преподобного Серафима Саровского Донского монастыря), сжигали совсем не настоящих коммунистов, а «врагов народа», расстрелянных НКВД в годы Большого террора. Жгли их тела немецкие печи «Топф». Чуть было не попал туда и сам Маллори, который был расстрелян в 1937 году. Там же были сожжены и главный исполнитель массовых репрессий (а потом и сам попавший под них и казненный) нарком Н. Ежов, и М. Горький, В. Маяковский, В. Чкалов, и маршал М. Тухачевский. Позже кремировали и таких знаменитостей, как маршал Г. К. Жуков или Ю. Гагарин.

В Москве Всероссийскому кремационному обществу все же удалось добиться некоторого успеха, и на несколько лет кремация вошла в моду у жителей столицы. Но в 1930-е высшее руководство страны переключилось на задачи, которые были поважнее внедрения массового обычая кремировать умерших, а во время Великой Отечественной войны Сталин и вовсе пошел на уступки православной церкви. Тогда же фактически сошла на нет работа Союза воинствующих безбожников, а в 1947 году эта организация была и вовсе закрыта официально. Атеистическая пропаганда в СССР продолжалась, но столь агрессивные нападки на религию, оказавшуюся во время войны важным моральным ресурсом общества, прекратились. Оставили в покое и древний способ хоронить людей: ни к чему раздражать лишний раз население. В конце концов, от старых религиозных традиций и так уже народ отучили (редко стали крестить детей, праздновать Рождество, поститься, нырять в прорубь и т. п.). Как пишет историк Е. И. Уфимцева, «практики атеистической социализации» вполне заменили прежние модели духовного развития. Даже советских вождей после Сталина хоронили уже в могилах. Отныне кремация стала просто доступным в нескольких крупных городах вариантом похоронить человека, а не идеологически «предпочтительным». Сегодня кремируют в России больше всего там, где сложнее и дороже найти землю на кладбище: прежде всего, в Москве и Санкт-Петербурге.