02/01/24

«Поколение индиго»: что было не так с детьми конца 1990-х

С рождением поколения «детей индиго» в 1990-х – начале 2000-х годов многие связывали надежды на обновление цивилизации. Куда же делись ожидавшиеся «спасители человечества»?

Дети «из будущего»

Впервые о «детях индиго» рассказала в 1982 году писательница из США Нэнси Энн Тэпп. Она назвала их обладателями особой синей «ауры», которая прежде якобы не встречалась на Земле. «Аура» могла быть галлюцинацией самой Тэпп, которая обладала выраженной синестезией.

Но концепцию подхватили другие авторы, которые сделали «детей индиго» модным «брендом». В 2002 году на Гавайях прошла первая конференция «индиго», в которой приняло участие 600 человек. Считалось, что к поколению «индиго» принадлежал каждый третий ребёнок, а по другим оценкам – до 90% детей школьного возраста.

«Детей индиго» описывали как обладателей «инопланетной» ауры. «Медиум» Ли Кэрролл чувствовал в них «ангельскую энергию». Детишек считали «новым видом человека» и обладателями якобы высочайшей для Земли степени «духовного развития». «Детям индиго» приписывали особую одарённость, развитое визуальное мышление, способности к экстрасенсорному опыту, телепатии и телекинезу. В то же время у них отмечали асоциальность, индивидуализм, «ощущение собственного величия», пристрастие к цифровым технологиям. Всё это подавалось как положительные явления, которые якобы должны помочь человечеству перейти на «новый уровень развития». Цели «миссии детей индиго» формулировалось весьма туманно. Например, уфолог Геннадий Белимов, автор книги «Дети индиго в России», причислял их появление к «экспериментам, которые ведутся Высшими Силами на планете в целях совершенствования человеческого общества».

Шумиха в СМИ привела к тому, что российские родители постсоветской эпохи стали пристально высматривать в своих детях таланты. Потенциальных «вундеркиндов» массово отдавали в центры раннего развития. Они, конечно, получали интеллектуальные и творческие навыки, но в большей степени просто тешили тщеславие родителей надеждами на «избранничество».

Феномен «детей индиго» подпитывался телевидением и массовой культурой. В 2008 году на экраны вышел российский фильм «Индиго», в котором одарённые подростки были показаны чем-то вроде мутантов из комиксов про «Людей-Икс».

Корни мифа

Культ «детей индиго» возник в рамках эзотерической субкультуры Нью-Эйдж, утвердившейся на Западе в 1970-х годах. Один из её признаков – «эсхатология наоборот». Если для христиан традиционных церквей память о грядущем Апокалипсисе всегда была поводом к покаянию, то приверженцы Нью-Эйдж обычно видят впереди «светлое будущее». В этом легко узнать отголосок идеологии оптимизма и веры в прогресс, что было характерно в XX веке для обоих лагерей Холодной войны. Риторика Нью-Эйдж, как правило, строится по законам американского маркетинга.

Оккультисты Нью-Эйдж выдвинули много причудливых концепций. Часто можно слышать об Эре Водолея, которая якобы приходит на смену Эре Рыб, связанной с авраамическими религиями. Эзотерики регулярно назначают даты «квантовых переходов» и прочих «космических событий». Вся эта «позитивная» мифология является мотивацией для адептов Нью-Эйдж, за счёт которых кормятся всевозможные «гуру» и секты.

Представления о «детях индиго» упали на благодатную почву – традиционный детоцентризм европейских народов. В обществах, уверенных, что следующее поколение должно жить лучше предыдущего, культ «детей индиго» нашёл немало приверженцев.

Что с ними стало

Те, кого считали «детьми индиго» в 90-х и начале 2000-х годов, уже давно выросли. Сегодня популярный когда-то термин звучит нечасто. Например, гимнастка Юлия Синицына рассказала в недавнем интервью, что тренер Ирина Винер, увидев её танец в четырёхлетнем возрасте, назвала её «ребёнком-индиго». В тренировках Синицыной давалось больше свободы, чем другим детям. Но, несмотря на «природное мастерство», спортсменка так и не превратилась в выдающуюся чемпионку по гимнастике, а стала Инстаграм-блогером средней руки.

Пользователи интернет-форумов, обсуждающих «детей индиго», пришли к выводу, что в среднем они ничем не отличаются от других поколений. Встречаются как примеры выдающегося жизненного успеха, так и социальной неустроенности. Некоторые «дети индиго» оказались склонны к сетевому маркетингу, «инфоцыганству» и алкоголизму. Другие переняли от легковерных родителей увлечение астрологией и оккультизмом. Даже высокий интеллект оказался не определяющим фактором социального успеха.

Тем временем адепты Нью-Эйдж сочиняют новые мифы по старым лекалам. Например, с 2008 года на слуху «кристальные дети», которым приписывают «чудесные» свойства, как когда-то «детям индиго». Но с точки зрения учёных, если ребёнок ведёт себя «не как все», то причина обычно более печальна и банальна: психопатия, аутизм, СДВГ и другие психические нарушения.

Как показала жизнь, никакого положительного «скачка» в развитии человечества за последние годы не произошло, за исключением новых технологий. В начале 2020-х годов земную цивилизацию по-прежнему терзают давно известные язвы – неравенство, бедность, коррупция, экологический кризис, болезни и войны.