22/02/19
Keystone / Getty Images

Покушение на папу римского в 1981 году: была ли это операция КГБ

13 мая 1981 года в Риме прозвучали выстрелы — неизвестный мужчина попытался убить папу Иоанна Павла II, чей кортеж двигался по площади Святого Петра. Стрелявший тут же был схвачен — им оказался 23-летний член турецкой праворадикальной организации «Серые волки», Мехмет Али Агджа. Выдвигалось много предположений о том, кто стоял за этим терактом. Согласно популярной версии, в устранении папы были замешаны советские спецслужбы.

Убийца по найму

Как стало известно итальянскому следствию, за 2 года до покушения Агджа сбежал из турецкой тюрьмы. Он побывал в Иране и через некоторое время оказался в социалистической Болгарии. Здесь террориста, по его собственным словам, завербовали болгарские спецслужбы, которые снарядили турка в Рим, пообещав заплатить $400 тыс., если папа римский будет мертв.

В том, что исполнителем преступления выбрали Агджу, нет ничего удивительного. Этому человеку фактически нечего было терять — на родине его приговорили к пожизненному сроку за убийство редактора оппозиционной газеты. Матерый международный уголовник и налетчик с солидным боевым опытом, полученным в рядах «Серых волков», мог быть использован в любых целях.

Русский след

После огласки информации о причастности Болгарии тут же возникло предположение, что спецслужбы балканской страны действовали с санкции «старшего брата» — КГБ СССР. В соответствии с показаниями Агджи, в Италии был арестован гражданин Болгарии Сергей Антонов, работавший в авиакомпании «Балканаэро». Именно его считали «связующим звеном» между болгарскими и русскими спецслужбами. Однако дело развалилось — из-за недостатка улик Антонов через 2 года был отпущен.

Как бы то ни было, у Москвы действительно были серьезные причины убить понтифика. В начале 1980-х Иоанн Павел II (в миру Кароль Войтыла) был для социалистического лагеря крайне нежелательным деятелем. В это время в Польше антикоммунистическое движение «Солидарность» устраивало забастовки, а 15 января 1981 года папа-поляк встречался с лидером забастовщиков Лехом Валенсой, продемонстрировав ему поддержку католической церкви. Есть мнение, что Иоанн Павел II напрямую финансировал «Солидарность» через «Банк Ватикана».

Наняв Агджу, русские хотели также нанести удар по репутации «Серых волков», которые мешали турецким леворадикальным группировкам захватить власть в Анкаре. Согласно одной из точек зрения, Агджа изначально мог быть внедрен в структуру «Бозкурт» с санкции КГБ.

Расследование в Москве и документы Митрохина

Фактически в западных странах версия о причастности к покушению КГБ стала основной, хотя никаких документальных свидетельств в ее пользу долго не удавалось найти. В книге генерал-майора госбезопасности Вячеслава Широнина «Агенты перестройки. Рассекреченное досье КГБ» утверждается, что возглавивший КГБ уже после путча 1991 года Вадим Бакатин потребовал предоставить ему информацию о покушении на папу. Хотя сам Бакатин был убежден, что Агджу наняли гэбисты; подчиненные перерыли архивы и подали шефу докладную записку о непричастности советских спецслужб к происшествию на площади Святого Петра. Бакатин, имевший репутацию «демократа», не пользовался авторитетом в ведомстве — поэтому ветераны КГБ могли ему попросту соврать.

Частично эту версию подтверждают копии реальных документов с Лубянки, представленные итальянцам Василием Митрохиным, бывшим сотрудником архивного отдела Первого главного управления КГБ СССР, который в начале 1990-х сбежал за рубеж. В 2006 году глава спецкомиссии парламента Италии Паоло Гуцанти, ознакомившийся с бумагами Митрохина, заявил, что комиссия пришла к следующему выводу: «Руководители СССР были инициаторами устранения Иоанна Павла». Однако скептики отмечают, что в опубликованных документах Митрохина речь идет о различных пропагандистских мероприятиях против неугодного папы-поляка, но не о его убийстве. Что касается самого Мехмета Агджи, вышедшего на свободу в 2010 году, то в его интерпретации последняя версия полностью противоречит предыдущим — сейчас турок утверждает, что убить папу его попросили иранцы.