В христианской традиции неделя изначально начиналась с воскресенья. Этот день до сих пор считается первым во многих странах: США, Канада, Бразилия, Аргентина. Да и в России раньше было так. Появление «тяжелого дня» — понедельника — «заслуга» большевиков.
Исторический отсчет
На протяжении столетий в России, как и в большей части христианского мира, неделя (или «седмица») начиналась с воскресенья — дня, посвященного отдыху и богослужению в память о Воскресении Христа. Лингвистические следы этого порядка очевидны:
- Воскресенье раньше называлось «неделей» (от «не делать» — день без дел). Такое название и сегодня сохраняется в ряде славянских языков.
- Понедельник был днем после «недели» (по-не-дельник).
- Среда в таком случае действительно будет серединой семидневки, если отсчет вести с воскресенья.
Эта система, укорененная в религиозной и аграрной традиции, просуществовала в России вплоть до конца 1920-х годов.
Советские эксперименты
Пришедшие к власти большевики видели в традиционном календаре пережиток «старого мира». В рамках борьбы с религией и в погоне за производственной эффективностью были проведены радикальные реформы. Так в период с 1929 по 1931 годы год делился на 72 пятидневные недели. Выходные у рабочих разных смен были «плавающими» и не совпадали друг с другом, чтобы рабочий процесс никогда не останавливался. Понятия же общего для всей страны выходного, а с ним и воскресенья как социального явления, исчезли.
В период с 1931 по 1940 годы для упрощения учета ввели единую шестидневную неделю с фиксированными выходными 6, 12, 18, 24 и 30 числа каждого месяца. Воскресенье при такой схеме стало обычным рабочим днем. Целью изменений было не только повышение эффективности, но и стремление стереть сакральный статус воскресенья, заменив религиозный ритм жизни на производственный.
Рождение понедельника
В конце концов эксперименты были признаны непрактичными, и 26 июня 1940 года был издан указ, возвративший семидневную неделю с выходным в воскресенье. Однако здесь и была заложена главная новинка: в пункте 2 указа понедельник официально провозглашался первым днем недели. Причины такого решения были сугубо прагматичными и идеологическими. Во-первых, для плановой экономики было логично начинать отсчет рабочего цикла с понедельника. Во-вторых, считалось, что новое общество, которое строило советская власть, должно было начинать неделю с труда, а не с отдыха.
Закрепление нового порядка
Правда, после указа 1940 года возникла «календарная неразбериха». Некоторые издательства еще десятилетие выпускали календари по старой системе, начиная неделю с воскресенья. Окончательную точку в вопросе поставила «стандартизация полиграфической продукции» в начале 1950-х годов. Новые технические условия (ТУПП 59-51) предписывали единый формат календаря. Поскольку массовый переход на них пришелся уже на хрущевскую эпоху, в общественном сознании окончательное закрепление понедельника как старта недели прочно связано с его именем.
«Синдром понедельника»
И хотя в Советском Союзе было принято винить именно Хрущева в «тяжести» понедельника, прямой причинно-следственной связи здесь, конечно, нет. Подавленное психологическое состояние в начале рабочей недели — комплексное (и вполне естественное) явление, связанное с переходом от отдыха к активности, так называемым «социальным джетлагом».
Однако советская реформа создала уникальный культурный контекст. Она не просто сменила нумерацию дней, а наложила «идеологический каркас» на веками складывающийся древний биоритм. Это, по мнению специалистов, и привело к появлению в жизни советских граждан так называемого «синдрома понедельника», заложниками которого мы остаемся и сегодня.
