После вступления России в Совет Европы в 1996 году в нашей стране был введен мораторий на смертную казнь. Большую часть советского времени она являлась высшей мерой наказания за самые тяжкие преступления. В позднем СССР количество казней снизилось, а в обществе начали обсуждать возможность гуманизации уголовного законодательства.
Палачи-карьеристы
В 1980-е годы смертная казнь неоднократно применялась к абсолютно невиновным людям. В это время в Белоруссии свирепствовал маньяк Геннадий Михасевич по кличке Витебский душитель. Его жертвами стали 36 женщин.
Местные оперативники подошли к расследованию дела спустя рукава. Милицейское начальство думало лишь о новых звездах на погонах и сопутствующих им материальных благах, которые можно было получить, поймав кровавого маньяка.
Расследованием улик и сбором доказательств особо не заморачивались, под подозрение автоматически попадали граждане, имевшие криминальное прошлое. Одним из таких оказался безработный бомж Николай Тереня.
Неоднократно судимый "асоциальный элемент", он оказался удобным козлом отпущения для карьеристов из милиции. На него повесили нескольких жертв Михасевича и расстреляли в 1980 году.
Женская доля
К представительницам прекрасной половины человечества высшая мера наказания в Советском Союзе применялась крайне редко. С 1962 по 1989 годы в стране привели в исполнение более 22 тысяч смертных приговоров. Из них лишь три в отношении женщин, и все во времена позднего СССР.
В 1979 году была расстреляна Антонина Макарова (Тонька-пулеметчица), сотрудничавшая с немцами во время войны. Она лично расправилась с сотнями мирных жителей и партизан.
В 1983 году казнили Берту Бородкину, осужденную за хищение государственного имущества, а в 1987 году высшую меру применили к серийной отравительнице Тамаре Иванютиной, убившую 40 человек, в том числе малолетних детей.
Пули для мажоров
В ноябре 1983 года террористы захватили пассажирский лайнер в Грузии. Когда стали известны имена преступников, вся страна ахнула. Захватчиками оказались выходцы из влиятельных семей кавказской республики - представителей ее творческой и научной элиты.
Террористы убили трех членов экипажа и двух пассажиров, ранения получили 12 человек, двое из которых до конца жизни остались инвалидами. На суде обвиняемые заявили, что хотели угнать самолет в Турцию, а затем перебраться на постоянное жительство в США. Убийствами членов экипажа они хотели произвести впечатление на западную общественность.
В августе 1984 года четырех террористов приговорили к смертной казни. Прошения о помиловании были отклонены. В октябре того же года приговор привели в исполнение.
Расстрелянный ветеран
Генерал-майор, разведчик и военный педагог Дмитрий Поляков находился в пекле сражений с первого дня войны. Отважно бился на 3-м Украинском, Западном, Карельском фронтах. Был награжден орденами и медалями. Войну закончил в звании майора.
В январе 1990 года советскую прессу облетело известие: генерал Поляков приговорен за измену родине к высшей мере наказания. Сообщение, правда, пришло с запозданием - ветеран Великой Отечественной был расстрелян в марте 1988 года.
Как оказалось, генерал на протяжении 20 лет плодотворно сотрудничал с американской разведкой: продавал государственные секреты, сдавал важных агентов. Впрочем, особого общественного резонанса новость не вызвала. В условиях крушения коммунистической идеологии и прежних представлений о Западе генерал-предатель особого интереса у граждан не вызвал.
В 10 раз меньше
Последние годы существования СССР отметились резким снижением количества смертных приговоров. Историк А.С. Михлин со ссылкой на данные МВД писал в своей книге "Смертная казнь: вчера, сегодня, завтра", что в 1962 году к высшей мере были приговорены 2159 человек, а в 1990 - 223. Разница - в 10 раз.
Отчасти уменьшению количества казней в годы перестройки способствовал указ Президиума Верховного Совета, который в порядке помилования разрешал замену высшей меры на тюремный срок от 15 до 20 лет. В ходе общественных дискуссий предлагалось и вовсе исключить из уголовного законодательства смертную казнь, заменив ее 25-летним или пожизненным заключением.