28/05/23

«Последний день Помпеи»: главные тайны картины 

Значимость Карла Брюллова для российской живописной традиции сопоставима с ролью Пушкина в истории отечественной литературы. Безусловно, главная его работа — живописное полотно «Последний день Помпеи». Эта насыщенная эмоциями картина, выполненная в очень популярном тогда романтическом направлении, поражает внутренней динамикой происходящего, драматизмом и масштабностью. Произведение стало признанным мировым шедевром, прочно заняв место в пантеоне величайших картин в истории человечества.

История картины

В 79 году нашей эры на юге Апеннинского полуострова произошло разрушительное по своей силе извержение вулкана Везувий. В результате катастрофы погибли три города: Помпеи, Геркуланум и Стабии.

Обнаружение древних поселений и начало археологических раскопок в 1748 году стало одним из самых важных научных событий всей эпохи Просвещения.

К тому времени, когда русский художник посетил Италию, некоторая часть древнеримского города Помпеи уже была освобождена от вулканического пепла. Брюллов, отправившись на прогулку к месту раскопок, увидел древние улицы и дома, отвоеванные археологами у вечности. Это событие столь глубоко впечатлило живописца, что он загорелся идеей написать масштабное полотно по мотивам той древней катастрофы.

Но между замыслом и реализацией прошло много времени. Сперва художник отправился в архивы и библиотеки. Он изучал воспоминания современников о гибели города и труды историков. Прочел воспоминания римского политика и писателя Плиния Младшего, бывшего очевидцем извержения и потерявшего во время катастрофы дядю.

Период подготовки занял у Брюллова долгие 5 лет. Сама же картина была написана меньше чем за год. И это довольно быстро, учитывая, что площадь живописного полотна превышает тридцать квадратных метров.

Художник работал с таким рвением и отдачей, что порой чуть было не падал без чувств от переутомления, после чего его приходилось выносить из мастерской.

Брюллов даже во время написания полотна продолжал вносить исправления в исходный замысел. Он, например, передумал изображать на картине вора, снимающего украшения с умирающей женщины. О том, что первоначально этот персонаж должен был присутствовать на холсте, стало известно только благодаря обнаружению черновых набросков.

Загадки картины

Как и положено шедевру, гигантское полотно таит в себе много загадок и тайн. Так, например, искусствоведы давно обратили внимание на то, что у нескольких женщин на картине почти одинаковые лица.

Разгадка этой тайны кроется в том, что эти персонажи были написаны с одной натурщицы, графини Юлии Самойловой. Русская аристократка находилась в близкой связи с художником, поэтому ему, как видно, нравилось писать образы именно с нее. Графиня подарила свою наружность 4 женщинам: девушка с кувшином на голове, лежащая на земле женщина, обнимающая детей мать и особа с мужем и детьми.

Мало кто знает, но на картине можно найти и самого художника. По моде тогдашних мастеров-итальянцев он оставил свой автопортрет. Изобразил он себя в привычном для него образе художника с ящиком с рисовальными принадлежностями.

В картину вложен глубокий религиозный смысл. На ней изображено два жреца: христианин и язычник. К христианскому священнику, легко угадываемому по распятию на груди, простирает руки мать с двумя детьми. Жрец античных богов в ужасе убегает, не обращая никакого внимания на паству. Помимо очевидного мотива торжества христианства, здесь можно обнаружить мотив обновления: гибель старого языческого общества и рождение нового, христианского.