Крушение рыболовецкого траулера «Картли» — последняя морская катастрофа, произошедшая под красным флагом Советского Союза. Через неделю после происшествия он был навсегда спущен над Кремлем, а сама трагедия забылась на фоне развала великой страны.
БМРТ типа «Тропик»
Так официально классифицировался «Картли» в советском рыболовном флоте. Большой морозильный рыболовный траулер использовался не только для вылова, но и первичной обработки рыбы. Ее замораживали блоками или же перерабатывали на рыбный жир и костную муку. «Картли» был достаточно большим и остойчивым, благодаря чему мог осуществлять вылов даже в открытом океане. Чем и занимался в декабре 1991 года в Атлантике, неподалеку от Шетландских островов.
Роковое предзнаменование
14 декабря траулер с 51 членом экипажа и 400 тоннами рыбы на борту вышел из порта Леруик. Его путь лежал в Керчь через болгарский Бургас. Настроение экипажа не было радужным — в Шотландии до них дошла новость о подписании Беловежских соглашений. Все пребывали в непростых думах о том, чего ждать в будущем. Может быть поэтому без внимания была оставлена неблагоприятная морская примета — в Леруике забыли сопроводительные документы из-за чего пришлось возвращаться.
Волна-убийца
Рассказы о гигантских волнах-убийцах бытовали среди моряков, но носили полумифический характер. Более-менее подробно изучить их удалось лишь в середине 1990-х. В отличие от цунами такие 20-30-метровые волны зарождаются не только вблизи побережья, но и в глубине океана по до сих пор не совсем понятным причинам, и почти гарантированно являются причиной крушения судов. Ведь давление воды на борта при столкновении достигает 10 атмосфер.
Катастрофа
Именно с такой волной и столкнулся «Картли», получив огромную пробоину в несколько десятков квадратных метров. Судно полностью накрыло волной, и спас его от затопления лишь заклинивший рулевой механизм. Непосредственно перед ударом в машинном отделении получили приказ — малый назад. Судно же от удара развернуло так, что оно оказалось сориентировано поперек волн. Механики в аварийной ситуации продолжили поддерживать двигатель в рабочем состоянии, так что «Картли» медленно пятился назад, что не давало ему опрокинуться.
Спасение
Часть команды попыталась спастись на плотах, но из-за паники четыре из них унесло в открытое море. Спустить на воду удалось лишь два, на которых уместилось пять членов экипажа. Еще одного при посадке смыло волной. Несколько часов команда продолжала бороться за живучесть судна, чего хватило для подлета спасательных вертолетов и подхода танкера ВМС Великобритании «Олма». Он прикрыл накренившийся «Картли» от волн, что позволило эвакуировать советский экипаж.
Из 51 человека спасти удалось 47. Сам же траулер оставили дрейфовать в море — там через несколько дней он и был окончательно разбит волнами.